
Финский журнал Moottori протестировал восемь моделей фрикционных шин скандинавского типа, попутно сравнив их с шипованными покрышками
По поводу того, какие зимние шины выбрать – шипованные или фрикционные, каждый сезон ведутся неутихающие споры. В Финляндии шипованная резина стоит на четырех из пяти автомобилей, но несмотря на это, у «липучек» тоже имеется своя «фанатская база», которая защищает свой выбор и делает это не без серьезных аргументов.
Необходимо признать, что нешипованные шины в последние годы существенно улучшили свои характеристики. В частности, был значительно улучшен уровень сцепления на асфальте, и это важно, поскольку осенью и весной автомобилисты часто передвигаются по дорогам, которые не покрыты снегом или льдом. В то же время нужно помнить, что ни одни «липучки» не заменят летние шины, поскольку в теплую погоду их сцепление будет ухудшаться. Поэтому, хотя в Финляндии летом можно ездить на зимних нешипованных шинах, весной их все же рекомендуют менять.
Что еще важнее, разработчики смогли усилить сцепление фрикционных шин на льду – то есть там, где всегда безоговорочно лидировали шипованные покрышки. Как бы то ни было, достигнуть баланса между сцеплением на льду и мокром асфальте все так же крайне сложно, и шин, которые были бы эффективных в любых условиях, до сих пор еще никто не представил.
Свои тесты 2018 года Moottori проводил совместно с сотрудниками известной независимой организации Test World (результаты испытаний шипованных шин читайте здесь) на полигоне в Ивало (Финляндия), где благодаря крытым комплексам с регулируемыми условиями испытывать зимние шины можно в течение всего года.
В тесте нешипованных шин сравнивались модели, специально разработанные для суровой зимы. Производители также выпускают так называемые шины европейского типа, которые ближе к летним покрышкам и не подходят для северных регионов.
Поскольку шипованные и нешипованные шины тестировались в одинаковых условиях, одним пилотом и на одном автомобиле, эксперты не могли не воспользоваться возможностью и не сравнить между собой шины двух категорий. В каждой дисциплине были дополнительно протестированы две модели шипованных шин – лучшая и худшая по этому параметру по итогам предыдущего теста (отмечены зеленым и красным цветом соответственно).
Главные отличия по уровню сцепления между фрикционными шинами и нешипованными шинами всегда проявляются в тестах на обледенелой поверхности. При этом, поскольку тяговое усилие и тормозные свойства оценивались на ровном льду, который не был поврежден шипами, для фрикционных шин это были наихудшие условия из возможных. В том числе поэтому разница между шинами двух типов была очень существенной. Если говорить о длине тормозного пути, результат лучших фрикционных шин был на 20% хуже, чем у лучших шипованных, а показатель худших фрикционных шин – хуже почти на 30%. В тесте на управляемость лет был не таким ровным, поскольку на трассе остались следы от шипованных шин, но разница между шинами двух категорий все так же осталась более чем заметной.
Самое высокое продольное сцепление на льду среди нешипованных шин продемонстрировали Continental и Pirelli, а худшими по этому параметру оказались Michelin. Шины Continental и Pirelli лучше всех справились и с тестом на управляемость, причем шины немецкого бренда получили более высокие субъективные оценки, чем шипованные Sava (не стоит забывать, что в тесте шипованных шин они были худшими в этом отношении).
Тесты на эффективность торможения и разгона на льду проводились под открытым небом и в крытом комплексе (температура в обоих случаях указана в таблицах). Учитывался средний результат всех заездов. Управляемость оценивалась на открытом воздухе.
На снегу отличия между шинами двух категорий стали заметно меньше, а худшие среди шипованных шин начали уступать лучшим фрикционным моделям. Нешипованные Continental подтвердили, что являются явным лидером теста, победив во всех дисциплинах на заснеженной поверхности. Pirelli откатились немного назад, а Michelin снова не смогли показать действительно хорошие результаты.
На мокром и сухом асфальте нешипованные шины в целом более эффективны, но лучшие из шипованных покрышек все же смогли не ударить в грязь лицом. Что касается шума, здесь ситуация не меняется, и шипованные шины неизменно будут ухудшать акустический комфорт.
Самый высокий уровень безопасности на мокром и сухом асфальте обеспечивают шины Goodyear, которые при этом достаточно хорошо показали себя и в тестах на снегу и льду. Continental в подобных условиях уже не были самыми эффективными, но зато именно они оказались самыми тихими среди всех шин в тесте.
Участники
вне зачета - Bridgestone Blizzak WS80вне зачета - Continental VikingContact 7
вне зачета - Goodyear UltraGrip Ice 2
вне зачета - Hankook Winter i*cept iZ2 W616
вне зачета - Michelin X-ice Xi3
вне зачета - Nokian Hakkapeliitta R3
вне зачета - Nokian Nordman RS2
вне зачета - Pirelli Ice Zero FR
Участники
Информация о шине
- Индексы: 94T XL
- Дата производства: 09/2017
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Управляемость на льду (стабильное поведение)
Торможение на льду
Управляемость на снегу (стабильное поведение)
Торможение на снегу
Тяговое усилие на льду
Боковая устойчивость на снегу
Тяговое усилие на снегу

6 090 ₽
Информация о шине
- Индексы: 94T XL
- Дата производства: 44/2017
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Показатели на льду (лучшие)
Показатели на снегу (лучшие)
Реакции на повороты руля на сухом покрытии (немного замедленные)
Сбалансированные характеристики и отсутствие явных недостатков.

11 064 ₽
Информация о шине
- Индексы: 94T XL
- Дата производства: 02/2018
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Показатели на мокром покрытии (лучшие в тесте)
Управляемость на сухом покрытии
низкий уровень шума
Тяговое усилие на льду

4 934 ₽
Информация о шине
- Индексы: 94T XL
- Дата производства: 05/2018
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Сцепление на льду
Управляемость на мокром покрытии
Управляемость на сухом покрытии

14 490 ₽
Информация о шине
- Индексы: 94H XL
- Дата производства: 17/2017
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Управляемость на сухом покрытии
Сцепление на снегу

5 530 ₽
Информация о шине
- Индексы: 94R XL
- Дата производства:
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Управляемость на снегу
Управляемость на мокром покрытии
низкий уровень шума
Сбалансированные характеристики и отсутствие явных недостатков.
Информация о шине
- Индексы: 94R XL
- Дата производства: 13/2018
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Тяговое усилие на льду
Торможение на снегу
Тяговое усилие на снегу
Управляемость на мокром покрытии
Торможение на мокром покрытии
Управляемость на сухом покрытии
Торможение на сухом покрытии
Шум (самые шумные шины в тесте)

5 080 ₽
Информация о шине
- Индексы: 94T XL
- Дата производства: 03/2018
Дисциплины и оценки
Знач | Место |
Плюсы и минусы
Показатели на снегу (хорошие, если не считать относительно слабой эффективности торможения)
Шум