Танцы на льду, или Разный лед на шинной кухне
  27.01.2011

Эксперты «За рулем» провели тест-сравнение шипованных и нешипованных шин на льду при разной температуре, чтобы определить, как на сцепные свойства шин влияют разные температурные характеристики льда. Текст: Сергей Мишин.

Самым трудным в этой истории оказалось оценивать поперечное сцепление. Ездить по кругу на катке, да еще закрытом, непривычно и боязно. Другое дело - на открытом воздухе, где ледовая площадка окружена сугробами снега: ну, скользнешь в сугроб, если что не так – потом вытащат! А здесь стадион, трибуны...

Танцы на льду, или Разный лед на шинной кухне

Еду и понимаю: вот слечу с траектории в «правильном» месте – придется ремонтировать не только автомобиль, но и трибуну. Лишь на восьмом-десятом круге кое-как освоился.

Список использованных шин:

Шины Continental ContiVikingContact 5
нет в продаже
Шины Michelin X Ice North 2
цена от

 10 206 

Шины Nokian Hakkapeliitta 7
нет в продаже
Шины Nokian Hakkapeliitta R
нет в продаже

Лед полосами

Вторая проблема – неравномерность сцепления. Дело в том, что лед полосами то просто скользкий, то очень скользкий. Эти полосы не видны глазом, но хорошо чувствуются шинами. На «шипах» разница не так заметна, а вот на «скандинавках»… Полагаю, причина кроется в холодильных агрегатах, уложенных подо льдом с определенным интервалом.

Машина на круге цепко держится за лед, четко прописывая заданный радиус, но в определенном месте вдруг соскальзывает наружу, к трибунам, значительно распрямляя траекторию. Затем вновь «цепляется» и возвращается на нужную «дорожку». Видимо, попадает то прямо на холодильный агрегат, то между двумя соседними, и так далее.

Танцы на льду, или Разный лед на шинной кухне

После этого упражнения выполнить замеры разгона и торможения – семечки! Набрать на периметре катка 25 км/ч совсем не страшно. На прямой гигантского вытянутого овала успеваешь разгоняться и тормозить по несколько раз.

Натуралисты-изыскатели

Все эти головокружительные «танцы на льду» мы устроили по одной причине. Очень уж хотелось понять, есть ли разница между естественным и искусственным льдом.

Мы уже сравнивали шипованные и нешипованные шины на льду при разной температуре (ЗР 01.2009). А теперь проанализируем, как на сцепные свойства шин влияет разный лед. Дело в том, что шинники для внутренних тестов используют неодинаковое ледяное покрытие.

Например, Continental большинство испытаний проводит на озерном льду (Арвидзъяур, Швеция), Nokian тоже (Ивало, Финляндия). А вот Michelin в том же Ивало тестирует шины только на земле, используя залитую ледяную площадку. Частенько многие используют для своих тестов и крытые катки. Однако испытатели говорят, что на разном льду шины работают по-разному. Причина кроется в неодинаковой структуре разного ледового покрытия…

Танцы на льду, или Разный лед на шинной кухне

На этот раз сравниваем между собой шипы и нешипы на трех видах льда – искусственном на крытом катке, озерном и дорожном. Объектами тестирования назначили автомобили Volvo. Чтобы получить четкое представление, решили тестировать не по одному комплекту шин, а по два – от разных производителей.

В закрытом и открытом

Начали тесты на громадном ледовом стадионе – одном из самых крупных в мире – в поселке Хамар близ Стокгольма. Он и задал температурные условия, ведь «погода» внутри всегда одна и та же. Во время тестов замерили градус льда и воздуха. И поняли, что в следующих тестах будем ориентироваться только на температуру покрытия, поскольку на открытом воздухе воспроизвести подобные температурные условия (холодный лед и теплый воздух одновременно) невозможно.

Дождавшись нужной температуры, повторили те же тесты в Ивало – на озерном и береговом льду. Результаты замеров приведены в таблице:

Результаты замеров ЗА РУЛЕМ

Сравнение результатов, полученных на разном льду, можно найти в таблице №2. Разница дана в процентах:

Результаты замеров ЗА РУЛЕМ

Проанализируем полученные результаты, обращая Ваше внимание на то, что приведенные ниже выводы правомерны только для тех температур, при которых проводились испытания.

Выводы

Шипованные шины имеют стабильные сцепные свойства на любом типе льда, поскольку разница между полученными результатами укладывается в три процента. Исключение составляет разгон на дорожном льду. Здесь разница между шинами, испытанными на озерном льду, превышает 8 процентов; а на катке - 5,5 процента.

«Скандинавки» - наиболее стабильные шины, разница в тормозных свойствах и поперечном сцеплении на разном льду не превышает двух процентов. Более всего различий - в сцепных свойствах при разгоне, но и тут разница между результатами укладывается в 3 процента.

Танцы на льду, или Разный лед на шинной кухне

Сравнение «шипов» и скандинавок на озерном и дорожном льду при торможении дает разницу не более пяти процентов, поперечного сцепления – около четырех, что говорит о незначительных структурных отличиях ледового покрытия. Хотя разгон различается сильнее – более 15 %.

Дорожный лед дает минимальную разницу при торможении, но «подчеркивает» различия при оценке поперечного сцепления и при разгоне.

Тесты на искусственном льду показывают более серьезную разницу между максимумом и минимумом – от 12,2 % в торможении до 41,5 % в разгоне. Это говорит о том, что структура такого льда гораздо более неравномерна, нежели на дороге или на водоеме.

Комментарии: (9)

  • в 19:01 27.01.2011

    В тесте получены очень интересные результаты!
    С подробностями анализа этого теста можно будет ознакомиться здесь:

  • Аноним
    в 00:01 28.01.2011

    А шину-кама кто нить так проверяет, или не рускуют?

  • Аноним
    в 11:01 28.01.2011

    А почему нет Нордмана, Кумхи, Ханкука, Йокогамы, Данлопа, Гудка, Гиславеда и прочего Сордианта??? Боязно???

  • Аноним
    в 11:01 28.01.2011

    А где Пирелли???

  • Аноним
    в 21:02 07.02.2011

    Какой размер шин тестился ЗР ))))) 205-тый.....
    непонял......

  • в 15:02 14.02.2011

    Если бы масса тест-авто была бы одинаковой для всех испытанных на искусственном льду шин, то результаты в этом тестовом упражнении выглядели бы следующим образом:
    Nokian Hakkapeliitta 7 - 7,93 м ; (температура льда T = -7° С), (m*=1600кг);
    Nokian Hakkapeliitta R - 13,7 м ; (температура льда T = -7° С), (m*=1600кг);
    Michelin X Ice North 2 - 8,21м ; (температура льда T = -7° С), (m*=1600кг).
    Таким образом, разница в длине тормозного пути на льду для фрикционных шин Nokian Hakkapeliitta R, по сравнению с указанными шипованными шинами, будет достигать 67...73%, естественно, не в пользу данной модели фрикционных шин!
    Предполагаю, что именно этим вызвано применение в данном тестовом упражнении на льду разных по массе тест-авто и несопоставимых температурных условий проведения испытаний для шипованных шин!
    А теперь можете сравнить приведенные выше результаты расчетов с табличными данными в тесте!
    Подробности:

  • Аноним
    в 17:03 27.03.2011

    мой выбор только липучка. Так-как шиповка только новая хорошо. но после 30000км. или износ, в 40% она превращается г... полное! Липучка-же продолжает служить верой и правдой, да и нет обманчивой самоуверенности, которая рано или поздно подводит! Также лепучка комфортнее, не шумит. не портит асфальтовое покрытие. не даром в Японии шипы запрещены!

  • Аноним
    в 13:09 14.09.2011
    #28453   ответ на   #25547

    Вы таки живёте в теплых местах. А когда температура практически постоянно ниже -20 градусов, и доходит до -35 -40, никакие липучки не работают. Так что мой выбор только шипы!

  • Аноним
    в 16:11 03.11.2011
    #30090   ответ на   #25547

    если по асфальту,согласится можно,,,сравнил японию и Россию, ты там видел дороги !? Сьездий например в Брянскую или Курскую область,я уже про дальний восток не говорю.. По нашим меркам там зимняя резина вообще не нужна..

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя