По данным ЦРП, стоимость зимних шин на российском рынке выросла на 16 процентов
В октябре 2024 года продажи легковых зимних шин снизились: нешипованных в натуральном выражении было куплено меньше на 2%, а шипованных — на 7% по отношению к октябрю 2023-го. Это следует из данных Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор государственной системы маркировки «Честный знак»). Продажи летних шин, напротив, выросли на 18%, а всесезонных — на 15%. Данные приводит РБК.
В сентябре продажи шипованных зимних шин на российском рынке показали прирост на 3%, а нешипованных — падение на 11%. Тогда же летних шин было продано больше на 9%, а всесезонных — меньше на 7%.
Эксперты объяснили снижение интереса со стороны автолюбителей к покупке зимних шин «с финансовыми трудностями и ростом стоимости покрышек».
«Основное влияние на продажи зимних шин оказывает возросшая стоимость покрышек», — считает операционный директор по сервису «Рольфа» Егор Телегин. Согласен с ним и директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов: «Падение продаж зимних шин может быть связано с экономией некоторых автовладельцев, которые ездят на изношенной резине».
Средняя стоимость зимней шипованной шины в октябре составила 7674 руб. (+16% к октябрю 2023-го). Нешипованные зимние шины подорожали на 13%, до 7472 руб., а летние — на 12%, до 6225 руб. Всесезонные шины, напротив, упали в цене на 5%: в среднем их можно было купить за 6639 руб. за штуку. Доля продаж зимних шин в октябре в совокупном объеме составила 90%. Из них на шипованные приходится 63%, а на нешипованные — 27%. Для сравнения: в сентябре на зимние шины пришлось 67% всех продаж. В первом месяце осени больше всего поднялись в цене зимние нешипованные шины — плюс 14%, до 6776 руб. за единицу. Зимние шипованные шины стали дороже на 12% (7868 руб. за штуку), летние легковые — на 10% (5915 руб.), а всесезонные — на 2% (7137 руб.). И в сентябре, и в октябре наблюдался резкий прирост продаж летних легковых шин в натуральном выражении — плюс 8 и 18% соответственно.
По мнению экспертов, автолюбители стали экономить при покупке шин, в том числе за счет учета фактора сезонности: «часто такая покупка совершается не в горячий сезон, а в тихий». «Зимние покрышки ищут летом, а зимой — летние. Это объясняется наиболее выгодным для потребителей ценообразованием в эти периоды. Но фактор возросшей цены влияет на продажи зимних шин, безусловно», — заключил Телегин.
«Денег у народа стало меньше, плюс инфляция. Люди экономят на покупке новых зимних шин и решили пока докатывать старые комплекты. А летние шины покупали впрок по скидкам», — пояснил автоэксперт Всеволод Кущинский.
Тимашов напомнил, что сентябрь и октябрь стали одними из наиболее результативных месяцев по продажам новых автомобилей: большая их часть приобреталась уже с новыми зимними шинами.
Никита Кулагин, начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка, связал рост интереса россиян к летним шинам осенью с распродажами складских запасов в сентябре и с аномально теплой погодой в октябре. По этим причинам, по мнению эксперта, спрос на зимние шины «может в большей степени реализоваться в ноябре».
Экономить россиян, как отмечает РБК, вынуждает рост стоимости всех типов легковых шин. В период с января по октябрь средневзвешенная стоимость зимних шипованных шин стала выше на 12% год к году (7544 руб.), а зимних нешипованных — на 10% (6587 руб.). Несмотря на это, в целом по продажам динамика положительная: зимних шипованных шин реализовано больше на 4%, а нешипованных — на 3%. В денежном выражении продажи зимних шипованных шин в октябре увеличились на 16%, а нешипованных — на 13% (в среднем — плюс 15%).
По подсчетам Ikon Tyres, в текущем сезоне по сравнению с прошлым годом рост цен на шины составил в среднем 9–11% в зависимости от типоразмера, модели и сегмента. Производитель объясняет увеличение стоимости по рынку в целом «ростом стоимости сырья, усложнением логистики и общим уровнем инфляции, курсом рубля, а также транзакционными издержками, связанными с импортом сырья и готовой продукции».
Согласно статистике ЦРПТ, российские автовладельцы в 2024 году по-прежнему предпочитают шипованные шины нешипованным. Подтверждают это и производители шин.
«Три из четырех проданных комплектов зимних шин оснащены шипами; мы не думаем, что этой зимой ситуация кардинально изменится», — прокомментировали предпочтения автолюбителей в холдинге «Кордиант». В компании подчеркнули, что на протяжении ряда лет в стране наблюдался устойчивый тренд на увеличение доли нешипованных зимних покрышек, связанный с улучшением дорожной инфраструктуры и развитием технологий. Однако шипованные шины продолжают оставаться у россиян в приоритете. «Зная непредсказуемый и суровый характер зим, автолюбители чаще выбирают шип», — отметили в компании.
В пресс-службе Pirelli обратили внимание на погодный фактор, оказывающий влияние на предпочтения россиян: автовладельцы прислушиваются к прогнозам синоптиков и действуют, исходя из них: «Если зима будет мягкой — спрос растет на нешипованные шины, если зима предстоит суровой — растут продажи в шипах». На юге страны предпочтение чаще отдается фрикционным шинам, а на севере — шипованным, заметили в компании.
Российские шинные заводы наращивать производство. В октябре в России выпустили почти 4 млн шин — на 13,4% больше, чем в октябре 2023-го (около 3,5 млн), подсчитали в ЦРПТ. Объем импорта в прошлом месяце остался практически неизменным (+0,2%, до 2,3 млн штук). В сентябре импорт шин сократился на 5%, до 2,6 млн, а производство увеличилось на 5% и составило почти 4 млн шин.
Имеющиеся в России производственные мощности, по словам директора по коммуникациям и устойчивому развитию российского отделения Pirelli Георгия Божедомова, позволяют полностью закрыть потребности внутреннего рынка с учетом объема импорта: «Дефицит возможен лишь по некоторым особо редким и специфическим категориям. Производители уже адаптировались к новым условиям, успела сформироваться и новая структура импорта».
Вместе с тем в связи с выходом на российский рынок большого числа новых китайских автомобильных брендов отечественная шинная промышленность вынуждена переориентироваться на выпуск покрышек новых типоразмеров, не применявшихся или редко применявшихся на моделях европейского, японского, корейского и американского производства.
На проблему новых типоразмеров указали в пресс-службе Pirelli: «Это может обуславливать ограниченное предложение в сегменте шин больших размеров (20 и выше)». Также в компании указали на в целом скудное предложение шипованных зимних шин для новых китайских автомобилей.
В холдинге «Кордиант» подчеркнули, что ассортимент китайских автомобилей развивается очень динамично, а закрыть все потребности рынка по новым типоразмерам непросто: «Качественная разработка новых типоразмеров занимает некоторое время». «Некоторые владельцы китайских машин будут ограничены в выборе», — подчеркнули в компании, добавив, что «максимально оперативно реагируют на изменение спроса».
Представитель одного из неназванных новых китайских брендов (старт продаж этих автомобилей в России намечен на первый квартал 2025 года) пояснил, что компания вынуждена готовить запасы шин для своих клиентов заранее, уже сейчас, «поскольку речь идет о редких типоразмерах 20–21 диаметров: клиенты не должны столкнуться с дефицитом покрышек при любом развитии событий».
Представители расположенных в России шинных заводов уверены, что «в обозримой перспективе проблем с покупкой покрышек у автолюбителей не будет: производство внутри страны растет быстрее импорта». При этом у отечественных предприятий есть возможности для расширения и наращивания объемов. Сейчас совокупные мощности российских шинных заводов оцениваются более чем в 54 млн единиц в год. Для сравнения: по итогам 2023 года емкость российского рынка шин составила порядка 76 млн штук.
«Многие иностранные заводы, которые производили шины в России, продолжают это делать, но под российскими брендами. Поэтому качество остается почти как у импортной резины, но цены не подвержены удорожанию логистики из-за границы. Население имеет возможность переключиться на внутреннее производство, что сдерживает рост цен», — пояснил Кулагин.
Но фактор потенциального сокращения объемов производители не исключают. В октябре 2024 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США включило АО «Кордиант» в SDN-List. Причиной санкций послужила возможность производства и поставок продукции для нужд российского оборонно-промышленного комплекса. Сам холдинг «Кордиант» с начала октября перешел под контроль «Севергрупп» Алексея Мордашова. Эта группа компаний — второй по номинальным мощностям шинный производитель в России, располагающий мощностями по выпуску примерно 16 млн автомобильных покрышек (покрывает 32% всего российского рынка).
После начала военных действий на Украине в феврале 2022 года ведущие мировые производители на фоне санкций прекратили поставки в Россию сырья и комплектующих. Тогда почти все иностранные шинные бренды остановили сотрудничество с российским бизнесом, а позднее продали активы и ушли из страны. На настоящий момент только два всемирно известных иностранных бренда продолжают работу в России: Pirelli и Yokohama. Кроме этого, продолжает работу АО «Волтайр-Пром», которое контролируется американской Titan International.
РБК отмечает, что весной 2022 года американский шинный холдинг Goodyear перестал завозить свои изделия и шины дочерней Dunlop в страну (в России права на бренд Dunlop принадлежат японской Sumitomo). В марте японский Bridgestone приостановил работу завода в Ульяновске мощностью 2,4 млн шин в год, а 20 декабря было объявлено о решении продать российские активы группе S8 Capital. Последняя в 2023 году приобрела калужский завод Continental мощностью 4 млн шин в год. Заводы холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске также вошли в структуру группы. Эти площадки позволяют суммарно выпускать до 9,7 млн шин в год. В активе группы S8 Capital оказались производственные мощности на 16 млн автомобильных покрышек. Сейчас все активы проданы «Севергрупп».
Французский производитель премиум-шин Michelin в марте 2022 года приостановил работу завода в подмосковном Давыдово, а затем свернул бизнес в России. Мощность подмосковной площадки, перешедшей к российскому дистрибьютору, компании «Пауэр Интернэшнл Тайрс», — до 2 млн шин в год.
Компания Nokian передала завод в Ленинградской области российскому владельцу (ПАО «Татнефть»), и название предприятия было заменены на Ikon Tyres. Данная площадка рассчитана на выпуск 17 млн шин в год.
Заводы Pirelli в Воронеже и Кирове суммарной мощностью порядка 10 млн шин в год, принадлежащие итальянскому производителю и «Ростеху», не останавливали производство. Площадка Yokohama под Липецком мощностью до 1,6 млн шин в год прекратила работу в 2022 году, однако сейчас вновь вернулась к производству. Заявлений об уходе из России этот бренд не делал.
Одним из ключевых производителей шин остается нижнекамский шинный комплекс Kama Tyres, позволяющий выпускать до 15–17 млн покрышек в год. В мае 2022 года «Татнефть» продала российский шинный бизнес АО «Татнефтехиминвест-Холдинг», а с 6 июня 2024 года 100% уставного капитала ООО «Татшина» перешло к компании «Воронеж. Искусственный интеллект».
«Производство шин если и не выросло, то осталось на том же уровне, но на рынке стало в разы меньше импортных шин привычных брендов, а новым пришедшим на рынок производителям, китайским и тем, что производятся в России, автолюбители в большинстве своем пока еще не доверяют в полной мере и предпочитают покупать б/у импортные комплекты», — уверен Кущинский.