Тимур Шарипов (ТД «Кама»): Рынку пришлось перестраиваться с учетом новых вводных
  07.11.2024

Исполнительный директор Торгового дома «Кама» (Kama Tyres) Тимур Шарипов о рынке грузовых шин, освоении новой продукции и современных реалиях на производстве в Нижнекамске.

Торговый дом «Кама» был создан в 1999 году, и вот уже 25 лет компания активно продвигает продукцию Kama Tyres на рынке России и за рубежом. О выстраивании взаимодействия с ведущими шинными оптовыми игроками, автопроизводителями и конечными потребителями в нестандартных экономических условиях порталу «5 колесо» рассказал исполнительный директор ТД «Кама» Тимур Шарипов.

Как вы оцениваете ситуацию на рынке коммерческих шин?

Мы оцениваем как положительно стабильную. Конечно, есть и трудности, но в целом многие российские производители шин провели масштабную работу по адаптации к сложившимся условиям: организовали новые логистические цепочки и нашли новые рынки сбыта, расширили модельный ряд, решили основные вопросы с импортозамещением и др. В результате сейчас доля рынка отечественных брендов только увеличилась и составляет около 60 %.

Если говорить о Kama Tyres, то сегодня каждая вторая грузовая шина, выпускаемая в России, производится нашим Шинным комплексом. Мы являемся лидерами российского грузового сегмента. Наша продукция, предназначенная для комплектации грузового, коммерческого и пассажирского транспорта, пользуется высоким спросом благодаря своей надежности, качеству и широким эксплуатационным возможностям. При этом мы не только расширяем ассортимент уже знакомых автовладельцам линеек грузовых шин Kama и Kama Pro, но и запускаем в серийное производство новые разработки. Например, не так давно состоялась премьера бюджетного бренда ЦМК шин Forza.

Также знаковыми событиями для компании в этом году стали: выход в сегмент крупногабаритных шин — была представлена индустриальная линейка Kama CLN в типоразмерах: 480/80R26 и 440/80R28, предназначенная для комплектации погрузчиков и бульдозеров, и укрепление позиций на рынке сельскохозяйственных шин — в серийное производство запущены новые модели повышенной проходимости: 420/85R30 Kama ACT (линейка для комбайнов) и 600/70R30 Kama ATT (для тракторов). Новинки отличаются улучшенными тяговыми свойствами, устойчивостью к истиранию и надежностью.

Как вы видите конкуренцию со стороны импорта?

Безусловно, конкурентный ландшафт претерпел изменения за последние несколько лет. И новые игроки достаточно активно зашли на российский рынок, однако рынку пришлось перестраиваться с учетом новых вводных.

Если говорить о рынке легких грузовиков, то здесь основную долю занимают отечественные автомобильные марки (УАЗ, ГАЗ, Sollers, Lada), которые традиционно комплектуются шинами отечественного производства, в том числе Kama Tyres. Рынок LCV до сих пор не вернулся к докризисным показателям, он растет от месяца к месяцу. Соответственно, в этой категории есть потенциал и для роста продаж шинной продукции.

На рынке тяжелых грузовиков ситуация другая, за исключением отечественного КАМАЗ, здесь лидерство захватили китайские бренды. И чтобы быть конкурентоспособным на данном рынке, нужно сохранять наиболее привлекательное предложение для автовладельцев с точки зрения цены и качества, а также закрывать те ниши, в которых наиболее остро чувствуется дефицит с уходом европейских брендов. Именно поэтому сейчас в Kama Tyres идет активная работа по разработке и освоению новой продукции. И одним из первых результатов стал выход в сегмент КГШ.

Какая сейчас динамика выпуска грузовых шин на заводе в Нижнекамске?

В 2023 году мы произвели 2,5 млн шин, что больше на 8% в сравнении с 2022 годом. Сейчас активно осваиваем новую продукцию, что, безусловно, приведет к перераспределению марок и моделей в нашем производственном портфеле. Он уже значительно поменялся за последние годы: в нем все большую часть занимают цельнометаллокордные шины, сокращается производство грузовых комбинированных шин. Это закономерный процесс — реакция на потребности рынка.

Есть ли на производстве какие-то сложности с доступом к сырью и химии?

Решение о снижении зависимости от импорта и поиске альтернативных поставщиков сырья, материалов и технологий мы приняли достаточно давно. С 2018 года Kama Tyres активно работает с китайскими и индийскими производителями и обеспечивает весь требуемый объем. С марта 2022 года (по мере появления конкурентоспособных предложений на отечественном рынке) активно сотрудничает с российскими компаниями, тем самым перекрывая дополнительные затраты на логистику. Не будем скрывать, некоторые трудности с поставками существуют до сих пор, но они уже настолько минимальны, в сравнении с прошлыми, что не оказывают никакого влияния на производственный процесс. Просто иногда получается дольше. Более того, хочется отметить, что за последнее время и на российском рынке появились качественные альтернативы в области поставок высокотехнологичных компонентов для резиновых смесей.

Вы упомянули про бюджетную линейку ЦМК шин Forza. Каков ассортимент этой линейки сейчас и как планируется его развивать?

Первые шины Forza появились в продаже в 2022 году, и мы продолжаем планомерно расширять модельный ряд новинки. Грузовые ЦМК шины Forza — новое направление развития продукции Kama Tyres. Данное направление позиционируется как недорогие шины бюджетного сегмента с цельнометаллокордной конструкцией, заполняющие нишу постепенно уходящих в историю шин комбинированной конструкции с текстильными слоями каркаса. Металлокордная конструкция позволяет повысить ключевые характеристики нагрузки, скорости и ходимости каркаса в эксплуатации. Для конкурентоспособности в бюджетном сегменте значение ресурса шин оптимизировано за счет ограничения глубины рисунка протектора и построения профиля шин. Сейчас ассортимент насчитывает порядка 10 товарных позиций, 22 типоразмера с посадочным диаметром от 20 до 22,5 дюйма.

У линейки Kama Pro какая доля идет на первичную комплектацию?

Цельнометаллокордные шины Kama Pro востребованы как на вторичном рынке, так и автозаводами. В прошлом году 39% от всех произведенных шин данной линейки было направлено на первичную комплектацию, в 2024-м данный показатель, по нашим прогнозам, составит уже 50%.

В этом году ТД «Кама» отпраздновал 25‑летие. Сколько шин было реализовано и что представляет собой сервисно-сбытовая сеть сегодня?

Торговый дом «Кама» был создан в 1999 году, и вот уже 25 лет компания активно продвигает продукцию Kama Tyres на рынке России и за рубежом, выстраивает эффективное взаимодействие с ведущими шинными оптовыми игроками, автопроизводителями и конечными потребителями.

С момента основания компанией реализовано порядка 270 млн шин российским и иностранным покупателям (юридическим лицам), из них 13 млн — в 2023 году. Положительная динамика по этому показателю составила около 8% по сравнению с 2022 годом. При этом активно росли объемы поставок на комплектацию и развивалась реализация на вторичном рынке РФ.

Стоит отметить, что вторичный рынок России остается ключевым рынком сбыта нашей продукции и составляет 80 % от всех объемов продаж, это порядка 10,6 млн шин. По итогам 2023 года доля Kama Tyres в общем производстве шин в России составила 35 %, что на 6 п.п. выше предыдущего года.

Наша сервисно-сбытовая сеть очень обширна: мы представлены офлайн во всех регионах России, активно развиваемся онлайн за счет собственного интернет-магазина и наращивания присутствия на крупнейших маркетплейсах страны. Кроме этого, в 30 регионах РФ мы представлены 63 партнерскими торгово-сервисными центрами Tyre&Service, из которых 24 — это грузовые ТСЦ, 39 — легковые.

Чем был примечателен нынешний год, кроме юбилея?

За предыдущие годы Kama Tyres прошел долгий путь от производства легковых камер и шин до изготовления высокотехнологичных ЦМК шин и шин специального назначения. На текущий момент Kama Tyres является лидером в области выпуска коммерческих и специализированных шин.

Шины Kama Tyres продаются за рубежом?

Около 92% продукции реализуется на российском рынке, еще 8% Торговый дом «Кама» экспортирует в 15 стран мира.

Какова доля продаж через маркетплейсы?

За свою 25‑летнюю историю компания выросла из одного предприятия в крупную сеть собственных обособленных предприятий и дилерских партнерских центров, представленных как в России, так и в других странах мира. Мы активно развиваемся и растем, наращивая присутствие не только в офлайн за счет увеличения количества торговых точек, но и в направлении онлайн. Так, в 2023 году через этот канал реализации было оформлено порядка 37,7 тыс. заказов.

Стоит отметить, что общий прирост интернет-заказов для Kama Tyres, включая показатели нашего собственного онлайн-магазина, составил 101%. Данная положительная динамика обусловлена расширением ассортимента реализуемой продукции — увеличением типоразмерного ряда уже представленных линеек, выходом в новые сегменты — запуском продаж «грязевых» шин и шин для велосипедов, а также открытием виртуальных витрин на новых онлайн-площадках — в сентябре были запущены продажи KAMATYRES.shop на Wildberries.

О шинах Kama положительно отзываются в спортивном центре «КАМАЗ-мастер». Расскажите про сотрудничество с командой.

История нашего сотрудничества насчитывает более 10 лет. Для комплектации гоночных и грузовиков технической поддержки мы поставляли как комбинированные шины KAMA, так и ЦМК шины Kama и Kama Pro.

Кстати, в последнем ралли-марафоне «Шелковый путь» на гоночных автомобилях команды была установлена наша новая разработка — шина 375/90R22.5 Kama Pro NU405, которая была сконструирована специально по запросу «КАМАЗ-мастер». Пилоты уверенно покорили сложнейшую трассу, как всегда, показав лучший результат. А новинка была протестирована на разных типах покрытия и продемонстрировала себя на отлично.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя