За рулем: Тест шипованных зимних шин размера 195/65 R15 (2022)
  26.12.2022

Специалисты «За рулем» протестировали шипованные зимние шины, оценив в том числе надежность удержания шипов в протекторе и включив в список участников новинку от нижнекамского шинного комплекса

В очередном тесте российского автомобильного журнала «За рулем» приняли участие восемь моделей шин, и шесть из них – Cordiant Snow Cross 2, Formula Ice, Kama Alga, Michelin X-Ice North 4, Nokian Hakkapeliitta 10p и Nordman 8 - были изготовлены в РФ. При этом, стоимость шин российского производства варьировалась более чем существенно, и если за премиальные Nokian просят порядка 9000 рублей, то цена новинки от нижнекамских шинников – Kama Alga – ниже почти втрое и составляет около 3600 рублей. Импорт был представлен шинами Kormoran Stud 2 (были изготовлены в Сербии на заводе Michelin) и GT Radial IcePro 3 (выпущены в Китае на мощностях сингапурской компании Giti).

Были взяты шины размерности 195/65 R15, и, согласно техрегламенту, в этом размере шипов должныо быть либо не более 119 штук, либо они должны проходить специальный тест на износ дорожного покрытия. В нормативы по количеству шипов вписались только Formula и Kormoran, а остальным, как отметили в ЗР, «явно пришлось использовать дорогостоящие технические решения».

Тесты на льду и снегу были проведены на полигоне «Белый ад» компании Nokian в Ивало (Финляндия) в феврале 2022 года при температуре от -2 до -16°C, а испытания на асфальте были осуществлены в апреле при 4-8°C. Шины устанавливались на Volkswagen Golf, а для контроля над изменением условий использовались «базовые» шины.

Лед

На льду шипованные шины обязаны в полной мере раскрывать свой потенциал, а самые эффективные разгон и торможение в подобных условиях обеспечивают шины Nokian. Хуже всего с тяговым усилием было у Formula (-45% в сравнении с Hakkapeliitta), а самым длинным тормозным путем отметились Kama, и если на шинах Nokian автомобиль с 30 км/ч остановился через 15 метров, то нижнекамским шинам для этого потребовалось уже 25 метров.

Тяговое усилие на льду
Торможение на льду

Поперечное сцепление оценивалось на ледовом круге, и здесь лучшими стали Michelin, но их отрыв от Nokian составил всего 1%, что укладывается в размеры допускаемых погрешностей. Хуже всего с задачей справились шины GT Radial, чья боковая устойчивость была на 15% ниже, чем у Michelin.

Боковая устойчивость на льду

Лучшие оценки за управляемость получили Nokian и Michelin, которые максимально уверенно вели себя при достижении предела сцепления. «Продвинутым водителям, которые не пугаются скольжений, больше понравятся шины Nokian. Их реакции на действия рулем точнее, а баланс слегка смещен к избыточной поворачиваемости. Плавный занос помогает ввернуть машину в поворот. Опасности он не несет, поскольку прекращается сам, - отметили эксперты. - Однако такой нрав может смутить неискушенных ездоков, которым больше подойдет Michelin. Он допускает в пределе легкий снос, как бы намекая, что сцепление уже на исходе. При этом позволяет немного подправить траекторию рулем».

На последнем месте по управляемости оказались GT Radial, которые склонны к резкому уходу в занос. Как отметили в ЗР, у «IcePro 3 “узкий” предел сцепления — стоит лишь немного перейти грань, как колеса неожиданно теряют зацеп и автомобиль вылетает с траектории, уходя при этом в занос. Надо быть начеку».

Управляемость на льду

Снег

В тестах на снегу Michelin и Nokian продолжили доминировать и записали на свой счет самое высокое тяговое усилие (медленнее всего машина разгоняется на GT Radial), а у шин финского бренда также был самый короткий тормозной путь. В то же время в последней дисциплине отличные результаты с отставанием менее 2% от лидера показали также Kama, Michelin и Nordman, тогда как самую слабую эффективность торможения продемонстрировали Kormoran.

Тяговое усилие на снегу
За рулем: Тест шипованных зимних шин размера 195/65 R15 (2022)

Испытания на управляемость были поделены на три дисциплины – курсовая устойчивость и поведение при плавном маневрировании на прямом участке, поведение на извилистой трассе и устойчивость во время экстремального маневра («переставка») – и во всех трех лучшими снова были премиальные Michelin и Nokian. «И снова Nokian отличает боевой нрав, провоцирующий на активную езду тех, у кого хватает квалификации. Вкручивать Golf в поворот с плавным подруливающим заносом одно удовольствие! – заявили в ЗР. - Michelin более спокоен. Ехать “по-раллийному” на нем можно, но не хочется — приятнее прописывать дугу на грани скольжения. Предел сцепления очень понятный и относительно широкий, позволяющий исправить небольшие ошибки».

Во время «переставки» и плавного маневрирования на большой скорости худшими были признаны Kormoran, которые медленно реагируют на действия водителя, увеличивают необходимые углы поворота руля и отличаются не самой лучшей информативностью. «При выполнении экстремального маневра эти недостатки приводят к перекручиванию руля и провоцируют занос», - предупреждают эксперты.

По итогам заездов по извилистой трассе самые низкие оценки получили GT Radial и Kama, которые имеют сильную склонность к недостаточной поворачиваемости – «если перебрать со скоростью на входе в поворот, автомобиль, заскользив передними колесами, упрямо пойдет наружу по касательной. А если передние шины вдруг зацепятся за покрытие, то машину развернет».

Управляемость на снегу
Управляемость при выполнении экстренного маневра на снегу
Курсовая устойчивость на снегу

Были также проведены тесты на проходимость в глубоком снегу, и здесь лучшими оказались Kama и Michelin, которые и обеспечивают высокое тяговое усилие при старте с места, и позволяют легко выбираться из сугроба задним ходом. По поводу шин Formula, Nordman и Nokian в ЗР отметили, что «никаких претензий нет, но и восторга они не вызывают», а хуже всех остальных шин в глубоком снегу работают GT Radial. «На них сложно трогаться — ведущие колеса так и норовят сорваться в пробуксовку. Закопаться можно на раз-два. Если сдвинуться с места все же удалось, то вперед машина движется неохотно», - рассказали в ЗР.

Проходимость в глубоком снегу

Асфальт

На асфальте хорошие оценки получили шины Kormoran, которые быстрее всех соперников остановили автомобиль и на сухом, и на мокром покрытии, а последние места в этих дисциплинах заняли соответственно Nordman (-7% в сравнении с лидером) и Kama (-19%)

Торможение на сухом покрытии
Торможение на мокром покрытии

Лучшую курсовую устойчивость на асфальте обеспечивают Michelin и Nokian, тогда как GT Radial были признаны худшими в этом отношеии из-за низкой информативности и неточных реакций на повороты руля, которые «в сочетании с быстрым откликом (почти как у летних шин) приводят к небольшой раскачке при стабилизации даже после относительно плавного маневра».

Курсовая устойчивость на асфальте

Высокие оценки за комфортность хода получили Formula, Michelin и Nokian, и хотя у остальных шин ход был несколько более жестким, в ЗР отметили, что «откровенно “дубовых” среди них не оказалось», и, возможно, это было связано с тем, что тестировались шины с относительно высокими боковыми стенками.

Плавность хода

В тесте на уровень шума ситуация была уже не такой радужной - все же тестировались шины с ошиповкой. Самыми тихими были признаны Formula, тогда как по поводу Cordiant и GT Radial эксперты отметили, что они «не умолкают даже на малой скорости».

За рулем: Тест шипованных зимних шин размера 195/65 R15 (2022)Акустический комфорт

Удержание шипов

После испытаний в ЗР проверили, сколько шипов потеряли шины, и, как оказалось, охотнее остальных их теряют новые Kama (-18 штук на передней, то есть ведущей оси), а о том, что шипы слабо удерживаются в протекторе Alga, говорит и то, что их средний выступ после тестов составил 2,1 мм – самое большое значение среди всех участников.

Далее следуют Kormoran (-5 шипов) и Nokian (-3), а у Hakkapeliitta еще шесть шипов были сломаны (все на передней оси). Шины Cordiant потеряли два шипа на задней оси, а еще два на передних шинах были «надломлены», а Nordman и Cordiant лишились по одному шипу на задней и передней оси (у Nordman на передней оси еще один шип был сломан). Лучше же всего удерживают шипы Formula и Michelin, которые не потеряли ни одной штуки.

Вердикт

Победителем теста 2022 года стали шины Nokian Hakkapeliitta 10P, отлично показавшие себя на льду и снегу, но уступившие некоторым соперникам по показателям на асфальте и комфорту, а второе место заняли Michelin X-Ice North 4, о которых в ЗР отметили, что они обладают самыми сбалансированными характеристиками среди всех протестированных шин и немного обошли Nokian в тесте на проходимость в глубоком снегу.

На третьей строчке разместились Nordman 8, которые по эффективности торможения на льду могут сравниться с Michelin, и кроме того, хорошо работают на снегу. В то же время у Nordman были только средние показатели на асфальте и уровень комфорта. Схожим набором характеристик обладают ставшие четвертыми Cordiant Snow Cross 2, и обе шины рекомендуются для тех, кто зимой редко передвигается по расчищенным дорогам. Шины Formula Ice обладают более сбалансированными параметрами и, хотя и немного уступают Cordiant на льду и снегу, но отлично функционируют на сухом покрытии и при этом обеспечивают лучшую комфортность хода среди протестированных шин, тогда как у Kormoran Stud 2 налицо явный дисбаланс характеристик – на зимних покрытиях они были худшими, но «буквально порвали всех на асфальте». Таким образом, их можно порекомендовать только для расчищенных дорог, но в этом случае логичнее было бы выбрать для себя фрикционные шины.

Новые Kama Alga в своем дебютном тесте заняли только предпоследнее место. У Alga очень хорошие тормозные свойства и проходимость на снегу, но на льду сцепление далеко не самое высокое, и к тому же были явные проблемы с удержанием шипов. «Недостаток поправимый, кроме того, надеемся, что решение этого вопроса позволит улучшить зацеп на льду. Потенциал у шины явно есть», - отметили в ЗР.

На последнем месте с минимальным отставанием от Kama разместились GT Radial IcePro 3, которые слабо выступили почти во всех дисциплинах (хотя на асфальте ситуация была несколько лучше), и эксперты отметили, что их, как и Kama, можно эксплуатировать на скользких поверхностях, но только на машинах с электронными системами помощи водителю. Помимо всего прочего, GT Radial вместе с Cordiant были признаны наименее комфортными шинами.

ИСТОЧНИК: «За рулем», Дмитрий Тестов, Сергей Мишин


Участники

1 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  1 (3),  
цена от

7 980 

Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 8960
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 95T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,3
  • Твердость резины по Шору, ед.: 54
  • Количество шипов, шт.: 218
  • Выступ шипов после тестов, мм: 1,6
  • Масса шины, кг: 8,7
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду1951951
Боковая устойчивость на льду103,91052
Разгон на льду55551
Управляемость на льду42,5501
Торможение на снегу1551551
Разгон на снегу40401
Управляемость на снегу34401
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)12151
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)24303
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)16201
Торможение на мокром покрытии99,81102
Торможение на сухом покрытии86,3905
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)20251
Акустический комфорт26404
Плавность хода (субъективно)24301
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА93410001
Плюсы и минусы
Показатели на льду
Показатели на снегу
Торможение на сухом покрытии
Шум

Шины Nokian прекрасно подходят для льда и снега и обеспечивают очень высокий уровень безопасности в зимних условиях. В то же время у них относительно длинный тормозной путь на сухом асфальте и повышенный уровень шума.


2 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  1 (12),   2 (6),   3 (2),   4,   5,   7,   8,  
цена от

11 890 

Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 8440
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 95T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,5
  • Твердость резины по Шору, ед.: 56
  • Количество шипов, шт.: 248
  • Выступ шипов после тестов, мм: 1,3
  • Масса шины, кг: 9,6
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду181,61953
Боковая устойчивость на льду1051051
Разгон на льду46,9553
Управляемость на льду42,5501
Торможение на снегу1531552
Разгон на снегу40401
Управляемость на снегу34401
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)12151
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)25,5301
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)16201
Торможение на мокром покрытии98,31103
Торможение на сухом покрытии88,6903
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)20251
Акустический комфорт28402
Плавность хода (субъективно)24301
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА91510002
Плюсы и минусы
Боковая устойчивость на льду
Управляемость на льду
Управляемость на снегу
Проходимость в глубоком снегу
Торможение на мокром покрытии
Тяговое усилие на льду

Michelin обеспечивают отличную проходимость в глубоком снегу и обладают очень хорошим балансом характеристик


3 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  1,   3,   4 (3),   11,   14,  
нет в наличии
Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 6920
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 95T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9
  • Твердость резины по Шору, ед.: 57
  • Количество шипов, шт.: 190
  • Выступ шипов после тестов, мм: 1,7
  • Масса шины, кг: 8,5
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду182,71952
Боковая устойчивость на льду99,41054
Разгон на льду50,6552
Управляемость на льду40503
Торможение на снегу1521554
Разгон на снегу39,2403
Управляемость на снегу30404
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)11,3153
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)24303
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)15203
Торможение на мокром покрытии95,81106
Торможение на сухом покрытии83,6908
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)18,8253
Акустический комфорт26404
Плавность хода (субъективно)22,5304
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА89110003
Плюсы и минусы
Торможение на льду
Управляемость на льду
Тяговое усилие на снегу
Проходимость в глубоком снегу
Торможение на сухом покрытии

Nordman сочетают высокую эффективность торможения на льду с хорошим сцеплением на снегу. Показатели на асфальте и уровень комфорта - средние


4 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  4 (2),  
цена от

4 474 

Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 3910
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 95T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,3
  • Твердость резины по Шору, ед.: 57
  • Количество шипов, шт.: 120
  • Выступ шипов после тестов, мм: 2
  • Масса шины, кг: 9,5
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду157,91954
Боковая устойчивость на льду991055
Разгон на льду38,3554
Управляемость на льду37,5504
Торможение на снегу1511555
Разгон на снегу39,2403
Управляемость на снегу32403
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)10,5154
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)22,5306
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)15203
Торможение на мокром покрытии90,51107
Торможение на сухом покрытии86,1906
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)17,5255
Акустический комфорт24407
Плавность хода (субъективно)21306
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА84210004
Плюсы и минусы
Тяговое усилие на снегу
Управляемость на снегу
Торможение на мокром покрытии
Шум

Cordiant не могут похвастать балансом характеристик, и у них хорошие показатели на льду и снегу, но при этом откровенно слабые на асфальте, то есть их можно порекомендовать для тех, кто зимой чаще всего передвигается по нерасчищенным дорогам.


5 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  2,   3,   5 (3),   6,   7,   9,  
цена от

4 790 

Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 5960
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 91T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,6
  • Твердость резины по Шору, ед.: 56
  • Количество шипов, шт.: 110
  • Выступ шипов после тестов, мм: 1,5
  • Масса шины, кг: 8,8
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду133,31955
Боковая устойчивость на льду100,41053
Разгон на льду30,5558
Управляемость на льду35505
Торможение на снегу150,11556
Разгон на снегу38,4405
Управляемость на снегу28405
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)9,8155
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)24303
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)14205
Торможение на мокром покрытии96,81105
Торможение на сухом покрытии89,7902
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)18,8253
Акустический комфорт30401
Плавность хода (субъективно)24301
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА82310005
Плюсы и минусы
Торможение на сухом покрытии
Комфорт
Тяговое усилие на льду

Шины Formula Ice от компании Pirelli хорошо функционируют на сухом покрытии и обеспечивают отличную комфортность хода. В то же время есть и недостатки, такие как очень медленный разгон на льду


6 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  6,  
нет в наличии
Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 4800
  • Страна производства: Сербия
  • Индексы: 95T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,5
  • Твердость резины по Шору, ед.: 62
  • Количество шипов, шт.: 116
  • Выступ шипов после тестов, мм: 1,5
  • Масса шины, кг: 8,5
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду130,31957
Боковая устойчивость на льду90,81057
Разгон на льду34,2556
Управляемость на льду30507
Торможение на снегу140,21558
Разгон на снегу36,2407
Управляемость на снегу28405
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)8,3158
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)21307
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)12208
Торможение на мокром покрытии1101101
Торможение на сухом покрытии90901
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)17,5255
Акустический комфорт26404
Плавность хода (субъективно)22,5304
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА79710006
Плюсы и минусы
Торможение на сухом покрытии
Торможение на мокром покрытии
Комфорт
Торможение на снегу
Курсовая устойчивость на снегу
Переставка на снегу

Kormoran отлично подходят для расчищенных дорог (хотя зачем в этом случае покупать «шиповки»?), но обладают низким сцеплением и на льду, и на снегу


7 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  7,  
цена от

3 448 

Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 3440
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 91T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9
  • Твердость резины по Шору, ед.: 61
  • Количество шипов, шт.: 120
  • Выступ шипов после тестов, мм: 2,1
  • Масса шины, кг: 9,5
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду112,61958
Боковая устойчивость на льду91,71056
Разгон на льду30,9557
Управляемость на льду32,5506
Торможение на снегу1531552
Разгон на снегу37,6406
Управляемость на снегу26407
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)9,8155
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)25,5301
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)14205
Торможение на мокром покрытии89,61108
Торможение на сухом покрытии87,9904
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)17,5255
Акустический комфорт28402
Плавность хода (субъективно)21306
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА77810007
Плюсы и минусы
Торможение на снегу
Проходимость в глубоком снегу
Торможение на льду
Торможение на мокром покрытии
Управляемость на снегу

Kama Alga быстро останавливают машину на заснеженной поверхности, а также обеспечивают отличную проходимость в глубоком снегу. В то же время у них относительно слабое сцепление на льду, и к тому же шипы при буксовании вылезают или даже выпадают из протектора. Возможно, производитель решит эту проблему


8 место

Зимние
Шипованная
Места в тестах шин:  7,   8 (2),   11,   16,  
цена от

5 570 

Информация о шине
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 4450
  • Страна производства: Китай
  • Индексы: 95T
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,1
  • Твердость резины по Шору, ед.: 61
  • Количество шипов, шт.: 128
  • Выступ шипов после тестов, мм: 1,4
  • Масса шины, кг: 9,3
Дисциплины и оценки
БаллыМаксМесто
Торможение на льду130,91956
Боковая устойчивость на льду89,51058
Разгон на льду34,7555
Управляемость на льду25508
Торможение на снегу150,11556
Разгон на снегу35,5408
Управляемость на снегу26407
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)9157
Проходимость в глубоком снегу (субъективно)18308
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)13207
Торможение на мокром покрытии98,31103
Торможение на сухом покрытии85,6907
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)16,3258
Акустический комфорт24407
Плавность хода (субъективно)21306
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА77710008
Плюсы и минусы
Торможение на льду
Торможение на сухом покрытии
Боковая устойчивость на льду
Управляемость на льду
Тяговое усилие на снегу
Проходимость в глубоком снегу
Шум

Крайне неэффективны на льду и очень громко шумят


    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя