
Эксперты «Автоцентра» протестировали 8 моделей нешипованных зимних шин европейского типа в размере 185/65 R15. Текст и фото: Юрий Дацык и Евгений Сокур
Если провести экскурсию по шинному рынку Украины, то многим бросится в глаза огромная разница в стоимости зимних шин одного типоразмера. Это обусловлено многими факторами.
Больше всего стоят шины премиум-брендов, ввезенные в нашу страну официальными каналами. Немного дешевле – те же модели, но привезенные «всерую». Далее идет средний класс, а дешевле всего – шины отечественного производителя, китайские и стран бывшего СССР. Но во многом цена зависит и от типа зимних шин.
Напомним, что зимние шины условно делятся на три типа. Два – для самых суровых зим, так называемые скандинавские. Они могут быть шипованными или без шипов (фрикционные). Еще один тип – зимние шины для стран Центральной Европы, где зимы мягкие и большую часть времени приходится ездить по асфальту. Визуальные отличительные черты шин для мягких центральноевропейских зим с минимальным количеством снега и льда: скругленные края плечевых блоков; неплотная нарезка ламелей; индекс скорости T, H, V; более жесткая резиновая смесь протектора (в сравнении со скандинавскими шинами); более низкая цена в сравнении со скандинавскими аналогами этого же шинного бренда.
Технология производства шин для суровых зимних условий заметно дороже, чем для центральноевропейских. Ведь необходимо использовать более совершенные резиновые смеси и конструктивно более сложные пресс-формы для получения протекторов с хорошими сцепными свойствами на льду. Поэтому тестируемые сегодня шины для мягких зим обычно дешевле скандинавских, даже если на боковине лейбл премиум-бренда. Вот только при покупке такого комплекта шин надо знать, где их характеристики показывают наилучший результат, а где, увы, они бессильны.
В нынешнем списке испытанных тестовой группой «Автоцентра» шин типоразмера 185/65R15 есть и представители премиум-сегмента, и средней ценовой категории. Из элиты – Goodyear UltraGrip 9, Michelin Alpin A4 и Nokian Hakka WR D4. Против них выступают шины, более доступные по цене: Fulda Kristall Montero 3, Kumho Winter Craft WP51, Nexen WinGuardSnow’G WH2, Debica Frigo 2, Sava Eskimo Ice. Причем две последние шины – скандинавского типа. Их специально включили в тест, чтобы показать разницу в свойствах зимних шин разного типа.
Европейские шины ориентированы для мягких зим. Поэтому мы оценивали конкурентов с оглядкой на эксплуатацию преимущественно на асфальте. При этом обошлось без сенсаций в итоговой оценке.
В победителях оказались шины премиум-брендов, которые являются продуктами внедрения последних технологических ноу-хау.
Лучшей на мокром асфальте стала шина Goodyear UltraGrip 9, которая на данном покрытии обладает отменными сцепными свойствами и обеспечивает отличную управляемость, а также лучше всех противостоит аквапланированию.
На сухом асфальте в лидерах – Nokian Hakka WR D4, которая в целом, благодаря сбалансированным хорошим характеристикам на всех покрытиях оказалась победителем этого теста шин. Это еще раз доказало, что финский производитель шин при создании своих новинок учитывает мнения потребителей, которые заложены в методике оценивания шин специализированной прессой из разных стран.
Третье место у шины Michelin Alpin A4, которая также обладает хорошими характеристиками на мокром и сухом асфальте и при этом достойно ведет себя на льду и снегу.
У других шин в данном тесте оказались несбалансированные характеристики, что и опустило их в рейтинге безопасности до двух звезд. Лучшей из них оказалась модель Fulda Kristall Montero 3, у которой параметр обеспечиваемой управляемости на разных покрытиях оказался ниже среднесбалансированой оценки. Далее – скандинавская шина Debica Frigo 2, у которой сцепные свойства на льду оказались наилучшими в этом тесте, но из-за провальных характеристик на мокром и сухом асфальте достойной итоговой оценки этой шине не удалось получить.
Схожие свойства показала и другая скандинавская шина Sava Eskimo Ice, но на мокром и сухом асфальте поведение разительно отличалось от всех остальных, что привело эту шину в последнюю оценочную графу.
Шины Kumho Winter Craft WP51 и Nexen WinGuardSnow’G WH2 оказались обладателями несбалансированных свойств на разных зимних дорогах, поэтому их итоговые оценки тоже оказались низкими. Но в случае с шиной Kumho WinterCraft WP51 следует отметить один нюанс: она оказалась выпущенной не в Южной Корее, а в Китае. Возможно, это отразилось на ее свойствах. К сожалению, вопрос легальности ввоза данной шины остается открытым, поэтому данную модель лучше покупать, если она изготовлена в Южной Корее.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ


Оценки для протестированных шин представлены в таблице
Участники
1 - Nokian WR D42 - Goodyear UltraGrip 9
3 - Michelin Alpin A4
4 - Fulda Kristall Montero 3
5 - Debica Frigo 2
6 - Nexen WinGuard Snow'G WH2
7 - Kumho WinterCraft WP51
8 - Sava Eskimo Ice
Участники
1 место

7 590 ₽
Информация о шине
- Индексы: 88H
- Средняя глубина протектора, мм: 8,6
- Твердость резины по Шору, ед.: 58
- Жесткость боковины: Мягкая
- Масса шины, кг: 6,965
- Дата производства: 06/2017
- Страна производства: Финляндия
- Цена, гривны: 1 450
- Рейтинг безопасности: ****
- Цена/качество: *****
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 21,23 | 8 | 10% | 3 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 7,03 | 8 | 10% | 4 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 29,8 | 7 | 5% | 4 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 8 | 5% | 3 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 16,33 | 8 | 4% | 4 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 5,04 | 7 | 3% | 5 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 8 | 3% | 3 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 84,9 | 9 | 5% | 3 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 31,34 | 8 | 15% | 3 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 14,0 | 9 | 5% | 2 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 9 | 10% | 2 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 27,76 | 9 | 10% | 1 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 10 | 10% | 1 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 8,12 | 9 | 5% | 2 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,5 | |||||
Плюсы и минусы
Управляемость на сухом покрытии
На мокром асфальте Nokian WR D4 обеспечивает прогнозируемое поведение машины, а снос в случае превышения скорости гасится сбросом газа. На льду шины также обеспечивают сказуемое поведение автомобиля. При маневрах на льду возможны заносы при сбросе газа, а при вывернутых на большой угол колесах возможен снос, который эффективно гасится из-за трения в поперечной плоскости.
Информация о шине
- Индексы: 88T
- Средняя глубина протектора, мм: 8,5
- Твердость резины по Шору, ед.: 62
- Жесткость боковины: Средне-мягкая
- Масса шины, кг: 7,565
- Дата производства: 42/2016
- Страна производства: Польша
- Цена, гривны: 1 550
- Рейтинг безопасности: ****
- Цена/качество: ****
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 21,60 | 8 | 10% | 4 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 7,12 | 8 | 10% | 5 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 29,8 | 7 | 5% | 4 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 6 | 5% | 6 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 15,79 | 9 | 4% | 1 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 4,82 | 9 | 3% | 1 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 7 | 3% | 4 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 88,8 | 10 | 5% | 1 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 30,24 | 9 | 15% | 2 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 13,8 | 10 | 5% | 1 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 10 | 10% | 1 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 29,13 | 7 | 10% | 3 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 8 | 10% | 3 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 8,26 | 8 | 5% | 3 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,3 | |||||
Плюсы и минусы
Устойчивость к продольному аквапланированию (лучшая в тесте)
Явно выраженных недостатков не обнаружено.
3 место

7 670 ₽
Информация о шине
- Индексы: 88T
- Средняя глубина протектора, мм: 8,8
- Твердость резины по Шору, ед.: 65
- Жесткость боковины: Средне-мягкая
- Масса шины, кг: 7,545
- Дата производства: 23/2017
- Страна производства: Германия
- Цена, гривны: 1 650
- Рейтинг безопасности: ****
- Цена/качество: ***
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 22,85 | 7 | 10% | 7 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 7,32 | 7 | 10% | 6 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 30,0 | 7 | 5% | 6 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 7 | 5% | 4 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 16,16 | 8 | 4% | 3 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 5,06 | 7 | 3% | 6 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 7 | 3% | 4 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 85,1 | 9 | 5% | 2 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 29,90 | 9 | 15% | 1 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 14,0 | 9 | 5% | 2 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 8 | 10% | 3 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 28,31 | 8 | 10% | 2 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 9 | 10% | 2 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 9,07 | 6 | 5% | 8 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 7,9 | |||||
Плюсы и минусы
Торможение на мокром покрытии (самый короткий тормозной путь в тесте)
Торможение на сухом покрытии (отличное)
Шина Michelin Alpin A4 также обеспечивает хорошее, понятное поведение автомобиля на мокром и сухом асфальте. На этих же покрытиях она имеет отличные тормозные свойства. На критичных скоростях возможные сносы, заносы легко корректируются сбросом газа. На льду эти шины более склонны к сносам, чем конкуренты по тесту.
Информация о шине
- Индексы: 88T
- Средняя глубина протектора, мм: 8,5
- Твердость резины по Шору, ед.: 62
- Жесткость боковины: Очень мягкая
- Масса шины, кг: 7,135
- Дата производства: 45/2016
- Страна производства: Франция
- Цена, гривны: 1 200
- Рейтинг безопасности: **
- Цена/качество: ***
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 22,47 | 7 | 10% | 6 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 7,33 | 7 | 10% | 7 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 30,1 | 7 | 5% | 7 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 5 | 5% | 7 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 16,34 | 8 | 4% | 6 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 5,18 | 6 | 3% | 7 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 5 | 3% | 6 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 84,7 | 9 | 5% | 4 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 32,67 | 7 | 15% | 4 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 14,1 | 9 | 5% | 5 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 6 | 10% | 5 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 30,11 | 6 | 10% | 5 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 7 | 10% | 4 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 8,29 | 8 | 5% | 4 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 6,9 | |||||
Плюсы и минусы
Торможение на сухом покрытии
Шина Fulda Kristall Montero 3 оказалась обладательницей не очень сбалансированных характеристик. На мокром асфальте и на льду осуществлять маневры на повышенных скоростях практически невозможно, так как машина сразу же уходит в снос. На льду при резких сбросах газа в поворотах возможны заносы. Также на льду эта шина не позволяет уверенно разгоняться.
Информация о шине
- Индексы: 88T
- Средняя глубина протектора, мм: 8,5
- Твердость резины по Шору, ед.: 58
- Жесткость боковины: Очень мягкая
- Масса шины, кг: 6,670
- Дата производства: 40/2016
- Цена, гривны: 1 100
- Рейтинг безопасности: **
- Цена/качество: **
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 19,51 | 10 | 10% | 1 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 6,49 | 9 | 10% | 1 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 27,4 | 9 | 5% | 2 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 9 | 5% | 2 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 16,06 | 8 | 4% | 2 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 4,86 | 9 | 3% | 2 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 9 | 3% | 2 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 79,9 | 7 | 5% | 6 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 37,01 | 4 | 15% | 7 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 15,1 | 4 | 5% | 8 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 3 | 10% | 8 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 30,56 | 6 | 10% | 7 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 5 | 10% | 6 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 7,99 | 10 | % | 1 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 6,7 | |||||
Плюсы и минусы
Сопротивление качению
Управляемость на сухом покрытии
Шина Debica Frigo 2 из клана скандинавских зимних шин отметилась хорошими характеристиками на льду и на снегу, где позволяет ехать быстрее всех. А вот на асфальте она не способна обеспечить хорошую управляемость. На этом покрытии она в сравнении с конкурентами имеет очень низкие сцепные свойства и склонна к заносам и сносам. Но зато эта шина самая экономичная – с низким сопротивлением качению.
6 место

4 339 ₽
Информация о шине
- Индексы: 88T
- Средняя глубина протектора, мм: 8,4
- Твердость резины по Шору, ед.: 68
- Жесткость боковины: Средне-мягкая
- Масса шины, кг: 7,690
- Дата производства: 33/2016
- Страна производства: Южная Корея
- Цена, гривны: 1 200
- Рейтинг безопасности: **
- Цена/качество: *
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 23,76 | 6 | 10% | 8 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 8,23 | 6 | 10% | 8 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 28,2 | 8 | 5% | 3 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 7 | 5% | 4 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 16,81 | 7 | 4% | 7 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 4,96 | 8 | 3% | 4 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 4 | 3% | 7 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 77,3 | 6 | 5% | 7 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 32,85 | 7 | 15% | 6 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 14,0 | 9 | 5% | 2 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 7 | 10% | 4 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 30,23 | 6 | 10% | 6 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 6 | 10% | 5 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 8,95 | 6 | 5% | 7 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 6,6 | |||||
Плюсы и минусы
Боковая устойчивость на снегу
Боковая устойчивость на мокром покрытии
Шина Nexen WinGuard Snow’G WH2 на льду не самая быстрая и не самая медленная. В поворотах на грани скольжения чувствуется, как плечевая зона сопротивляется заносам и сносам. На мокром асфальте при спокойной езде обеспечивается легкость управления автомобилем, но при покатушках на время хорошего результата не получите. На сухом асфальте экстрим приводит к сносам и заносам.
7 место

7 214 ₽
Информация о шине
- Индексы: 88T
- Средняя глубина протектора, мм: 8,55
- Твердость резины по Шору, ед.: 64
- Жесткость боковины: Средняя
- Масса шины, кг: 8,325
- Дата производства: 28/2016
- Страна производства: Китай
- Цена, гривны: 1 100
- Рейтинг безопасности: **
- Цена/качество: **
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 21,81 | 8 | 10% | 5 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 7,02 | 8 | 10% | 3 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 30,2 | 7 | 5% | 8 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 4 | 5% | 8 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 16,97 | 7 | 4% | 8 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 5,43 | 5 | 3% | 8 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 4 | 3% | 7 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 83,2 | 8 | 5% | 5 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 32,62 | 7 | 15% | 5 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 14,2 | 8 | 5% | 6 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 5 | 10% | 6 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 29,59 | 7 | 10% | 4 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 4 | 10% | 8 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 8,87 | 6 | 5% | 6 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 6,5 | |||||
Плюсы и минусы
Управляемость на снегу
Управляемость на мокром покрытии
Управляемость на сухом покрытии
Шина Kumho Winter Craft WP51 китайского происхождения показала средние тормозные свойства на разных покрытиях. К сожалению, она не совсем адаптирована под обледенелые дороги. Из-за этого на льду передние колеса уходят в снос. С критикой выступили эксперты, ездившие на этих шинах по асфальту. Возможно, это шины для внутреннего китайского рынка с их зимами, не похожими на наши.
Информация о шине
- Индексы: 88T
- Средняя глубина протектора, мм: 10,0
- Твердость резины по Шору, ед.: 56
- Жесткость боковины: Средне-мягкая
- Масса шины, кг: 7,600
- Дата производства: 31/2016
- Цена, гривны: 1 250
- Рейтинг безопасности: **
- Цена/качество: *
Дисциплины и оценки
Знач | Баллы | Макс | Место | |||
Торможение на льду (25-5 км/ч) | 20,44 | 9 | 10% | 2 | ||
Разгон на льду (5-25 км/ч) | 6,57 | 8 | 10% | 2 | ||
Боковая устойчивость на льду (с) | 25,8 | 10 | 5% | 1 | ||
Управляемость на льду (субъективно) | 10 | 5% | 1 | |||
Торможение на снегу (40-5 км/ч) | 16,25 | 8 | 4% | 4 | ||
Разгон на снегу (5-40 км/ч) | 4,95 | 8 | 3% | 3 | ||
Управляемость на снегу (субъективно) | 10 | 3% | 1 | |||
Устойчивость к продольному аквапланированию (км/ч) | 75,1 | 5 | 5% | 8 | ||
Торможение на мокром покрытии (80-5 км/ч) | 39,65 | 3 | 15% | 8 | ||
Боковая устойчивость на мокром покрытии (с) | 14,8 | 5 | 5% | 7 | ||
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) | 4 | 10% | 7 | |||
Торможение на сухом покрытии (80-5 км/ч) | 31,31 | 5 | 10% | 8 | ||
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) | 5 | 10% | 6 | |||
Сопротивление качению (кг/т) | 8,81 | 6 | 5% | 5 | ||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 6,2 | |||||
Плюсы и минусы
Сцепление на льду
Управляемость на снегу
Сцепление на снегу
Боковая устойчивость на мокром покрытии
Управляемость на сухом покрытии
В этой компании соперников скандинавская шина Sava Eskimo Ice показала превосходные характерстики на льду и снегу, где они на порядок лучше, чем шины для мягких зим. На ледовой трассе на этих шинах скорость самая высокая. Реакции на повороты руля на льду и снегу – самые лучшие. Но в противовес выходят свойства на асфальте, где шина из-за мягкой резины очень скользкая и с плохими реакциями на повороты руля.