Эксперты «За рулем» тестируют 11 моделей шипованных шин в размере, популярном среди владельцев вазовских автомобилей. Текст: Сергей Мишин
Памятуя о кризисе, «За рулем» выбирал самые популярные и наиболее доступные шипованные шины, не забыв про китайские. Семь из одиннадцати таких шин оказались дешевле 2 500 рублей. Новинок в «вазовском» типоразмере немного, но у нас «с собой было» - шины Continental ContiIceContact 2 только-только выходят на рынок. Впервые в наших тестах участвует едва ли не самая доступная отечественная «шиповка» Avatyre Freeze (1 770 рублей), польские шины Sava Eskimo Stud (2 135 рублей), китайский Aeolus Ice Challenger (2 140 рублей) и японская Yokohama iceGUARD iG55 (2 590 рублей).
Список протестированных шин:
- Aeolus Ice Challenger AW05
- Avatyre Freeze
- Bridgestone Blizzak Spike-01
- Continental IceContact 2
- Cordiant Snow Cross
- Formula Ice
- Nokian Hakkapeliitta 8
- Nokian Nordman 5
- Sava Eskimo Stud
- Toyo Observe G3-ICE
- Yokohama ice GUARD stud iG55
Испытания проводили в январе - феврале на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Зима выдалась не очень морозной: температура скакала в пределах -25...-5 °С. Асфальтовую часть откатали в начале мая, на подсохших дорогах. Работали по ночам, когда температура не поднималась выше +5...+7 °С. Именно такую температуру шинники считают переходной от зимних шин к летним и наоборот.
Тестовый автомобиль - Лада Калина, оснащенная АБС.
Самая важная часть испытаний зимних шин - обкатка. Ведь от нее зависит, насколько хорошо будут работать шины на снегу и льду и как долго будут служить. Неправильной обкаткой «шиповки» можно легко испортить: при агрессивной езде на необкатанных шинах шипы начнут попросту вылетать.
Каждый комплект шипованных шин мы обкатывали по 500 км. Без резких ускорений и торможений, чтобы каждый шипчик встал на свое место и резина крепко обхватила его основание. Для этого мы делим весь пробег на три-четыре части, делая после каждой перерыв в движении на час-два.
На обкатанных шинах мы замеряем твердость резины и величину выступания шипов, сравнивая результаты с теми, что получили на девственно новых шинах. После обкатки твердость резины по Шору, как правило, меняется на несколько единиц в ту или иную сторону. Шипы тоже могут чуть вылезти или заглубиться, поскольку встают на свое место.
В России величина выступания шипов не регламентируется. Но в странах Евросоюза, где разрешено применение шипованных шин, она ограничена - не более 1,2 мм на новых шинах. Эту компромиссную величину определила жизнь: меньший выступ не позволит достичь эффективного сцепления на льду, больший ухудшит сцепление на асфальте и приведет к быстрой потере «гвоздиков» в процессе эксплуатации.
В наших многолетних тестах среднестатистическое выступание шипов после обкатки составляет от 1,3 до 1,6 мм. Вот и сейчас почти все шины попали в этот диапазон с отклонением в одну десятую миллиметра. Исключение составили четыре модели.
Во-первых, это китайский Aeolus: у него шипы выступают лишь на 0,5-0,8 мм. Сразу понятно, что на льду он звезд с небес хватать не будет. Во‑вторых, Cordiant: выступание шипов доходит до 2,0 мм - предельно допустимое в Европе значение (хотя на машинах этот параметр никто не проверяет).
А вот Bridgestone и Sava настораживают: у них после обкатки некоторые шипы торчали на 2,3 мм! Причем над протектором возвышается не только твердосплавная вставка шипа (она, как правило, выступает над корпусом на 1,2 мм), но и почти миллиметр его цилиндрического корпуса. Понятно, что на льду эти покрышки будут иметь преимущество перед «законопослушными».
В свое время мы проверяли, как влияет выступание шипов на сцепные свойства шин на льду. Каждая десятая доля миллиметра сокращает тормозной путь на 2,5-3%. Шипы с выступом 2,3 мм выиграют у тех, что торчат лишь на 1,3 мм, не менее 25-30%!
Повторю, что у нас выступание шипов никакими законами не ограничено. Но согласно Техническому регламенту Таможенного союза, объединяющего Россию, Белоруссию, Армению, Киргизию и Казахстан, у шин, изготовленных с 1 января 2016 года, для выступания шипов на новых покрышках установлено значение 1,2 ± 0,3 мм. То есть шип должен будет выступать над протектором не менее чем на 0,9 мм и не более чем на 1,5 мм. Интересно будет посмотреть на шины Bridgestone и Sava в следующем году.
В последовательности тестовых упражнений мы первым делом замеряем разгон и торможение на снегу и на льду. Почему? В процессе тестирования на шипы действуют повшенные нагрузки, под действием которых шипы могут потихоньку выдвигаться наружу, и, если эти замеры проводить в последнюю очередь, шипы будут выступать больше.
После замеров продольного сцепления проверяем шины на ледовом круге, испытываем на переставке. И уже после этого оцениваем управляемость, курсовую устойчивость, проходимость и комфортность.
По окончании всех тестов на «белых» дорогах вновь проверяем выступание шипов. Если за время тестирования оно не изменилось, значит шипы держатся в резине надежно, а это залог того, что они будут ходить долго. Самыми стабильными оказались Continental, Nordman, Yokohama и Bridgestone: у этих шин за время всех тестов величина выступания шипов осталась неизменной.
На одну «десятку» выползли шипы у Nokian, такой результат тоже считаем отличным. Вполне сносно выглядят Toyo и Aeolus: у них шипы прибавили от нуля до 0,2-0,3 мм. А вот у шин Avatyre, Cordiant, Formula и Sava прибавка угрожающая - до 0,4-0,5 мм. Есть подозрение, что при таком темпе роста шипы долго в шинах не удержатся.
По величине выступания шипов абсолютный рекордсмен - Sava: некоторые «гвоздики» после тестов торчали на 2,7 мм!
Асфальтовые тесты тоже проводим с учетом интенсивности износа резины. Начинаем с оценки и замеров сопротивления качению и только в финале проводим торможение на асфальте. Догадываетесь почему? Если нет, ответим словами специалистов фирмы Continental, которые называют экстренное торможение на асфальте стрессом для зимних шин - даже при наличии АБС. И считают, что после десятка-полутора таких торможений шины приходят в негодность. А ведь мы как раз тормозим шесть - восемь раз посуху и столько же на мокрой дороге.
После испытаний тщательно осматриваем шипы и протекторы «стресснутых» шин. Три модели, у которых шипы выступали более чем на 2 мм (Bridgestone, Cordiant и Sava), отличаются от остальных ямками в резине возле шипов. При торможении высокие шипы сильно наклоняются и вырывают кусочки протектора. Да и корпуса самих шипов сточены, потеряли цилиндрическую форму и выглядят теперь как конусы. Удивительно, что ни одна из этих шин не потеряла шипов.
Беда пришла, откуда не ждали, - благовоспитанная Toyo рассталась с 14 шипами на четырех колесах. Примечательно, что в прошлом году, когда шипы по окончании тестов торчали чуть больше (до 2,3 мм), чем сейчас (до 1,9 мм), потерь у нее не было.
Безоговорочным победителем нашего теста стали шины Nokian, которые в последние годы выступают законодателем зимней моды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
Тормозной путь (30-5 км/ч) на льду
(Максимум 120 баллов)
Время прохождения ледяного круга
(Максимум 100 баллов)
Время разгона (0-30 км/ч) на льду
(Максимум 40 баллов)
Тормозной путь (30-5 км/ч) на снегу
(Максимум 110 баллов)
Скорость переставки на снегу
(Максимум 90 баллов)
Время разгона (0-30 км/ч) на снегу
(Максимум 30 баллов)
Тормозной путь (60-5 км/ч) на мокром асфальте
(Максимум 100 баллов)
Тормозной путь (80-5 км/ч) на сухом асфальте
(Максимум 90 баллов)
Расход топлива на скорости 90 км/ч
(Максимум 40 баллов)
Расход топлива на скорости 60 км/ч
(Максимум 30 баллов)
Таблица экспертных оценок
(Баллы)
Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже
Место | Шина | Мнение экспертов | ||
---|---|---|---|---|
1 | Сумма баллов: 939 | Место изготовления:Россия + Лучшее продольное сцепление на льду; высокое сцепление на снегу; самые экономичные; отменная проходимость; четкое следование курсу на любой дороге; понятная управляемость. | ||
Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог и придадут уверенность на зимнем бездорожье. | ||||
2 | Сумма баллов: 932 | Место изготовления:Германия + Лучшие сцепление на снегу и поперечное сцепление на льду; отличные тормозные свойства на асфальте; четкие следование курсу, управляемость на снегу и льду; высокая проходимость. | ||
Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог и зимнего бездорожья. | ||||
3 | Сумма баллов: 884 | Место изготовления:Россия + Хорошие тормозные свойства на снегу; самые экономичные шины на любой скорости; высокая проходимость. | ||
Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог и зимнего бездорожья. | ||||
4 | Сумма баллов: 877 | Место изготовления:Россия + Отличные тормозные свойства на мокром асфальте, разгон на снегу; скромный расход топлива при скорости 90 км/ч | ||
Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог. | ||||
5 | Сумма баллов: 868 | Место изготовления:Польша + Высокие сцепные свойства на льду (только за счет сильного выступания шипов, которые наверняка вылетят в ближайшее время); отличные тормозные свойства на мокром асфальте; хорошее продольное сцепление на снегу. | ||
Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог. | ||||
6 | Сумма баллов: 867 | Место изготовления:Япония + Высокие сцепные свойства на льду (только за счет сильного выступания шипов, которые наверняка вылетят в ближайшее время); удовлетворительные управляемость на снегу и на льду, курсовая устойчивость на любой дороге. | ||
Сергей Мишин: Свои лучшие качества раскроют на обледенелых и заснеженных дорогах. | ||||
7 | Сумма баллов: 859 | Место изготовления:Япония + Средний уровень сцепления на льду; удовлетворительные управляемость на снегу и на льду, курсовая устойчивость на заснеженной дороге и проходимость. | ||
Сергей Мишин: Проявят сови лучшие качества на обледенелых дорогах. | ||||
8 | Сумма баллов: 856 | Место изготовления:Япония + Средний уровень сцепления на льду; средние тормозные свойства на асфальте; удовлетворительная курсовая устойчивость на заснеженной дороге. | ||
Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог, но не помогу в глубоком снегу. | ||||
9 | Сумма баллов: 855 | Место изготовления:Россия + Хорошие тормозные свойства и поперечное сцепление на снегу; удовлтворительная проходимость. | ||
Сергей Мишин: Раскроют свои лучшие качества в глубинке, на обледенелых и заснеженнных дорогах. | ||||
10 | Сумма баллов: 810 | Место изготовления:Россия + Отличные тормозные свойства на асфальте. | ||
Сергей Мишин: Свои лучшие качества проявят на очищенных асфальтовых дорогах. | ||||
11 | Сумма баллов: 804 | Место изготовления:Китай + Лучшие тормозные свойства на асфальте; удовлтворительныое торможение на снегу | ||
Сергей Мишин: Свои лучшие качества раскроют на очищенных асфальтовых дорогах. |
Участники
- Анонимв 22:10 09.10.2015
Вы бы ещё сноски из журнала добавили. Сава и бридж добились своих результатов очень большим выступанием шипов, которые скоро вылетят.
- Анонимв 17:10 12.10.2015
Очень странный выбор резины, не взяли мищлен, не взяли каму, зато есть Avatyre и Aeolus, о которых никто никогда не слышал и старушка ИГ55...
На места смысла смотреть нету, а вот абсолютные показатели в !!метрах!! очень показательны ;) - Анонимв 17:10 12.10.2015
И второй момент, касательно выбора покрышек, все покрышки в тесте с разным протектором, но только одна асимметричная. Наверное имеет смысл тогда сравнивать шины только с направленным протектором, а еще интересней поставить в тест две шины с одинаковым рисунком, например к нордману, ханкук, помоему 409 или каму 519. Тогда бы читатели поняли какая шина с одинаковым рисунком протектора лучше.
Мне не пофиг, имхо, предложение очень здравое. Кама, нордман и ханкук стоят по разному, а рисунок у всех один. Разговоры про чудесные шипы и уникальные смеси - это тоько разговоры, а вот понять, чьи покрышки действительно лучше при одинаковом размере и рисунке протектора очень даже интересно.
- Анонимв 07:10 13.10.2015
Говорят Мишин юмористическое шоу ведет на деревенских каналах, а в журнале со следующего года будут печатать заметки про похищения инопланетянами и путешествия во времени и в какое время садить рассаду в парнике.Думаю это правильный выбор редакции журнала))).
- Анонимв 13:10 15.10.2015
может пора уже какое нибудь разбирательство устроить по поводу этих тестов? реально же людей в заблуждение вводят Мишиy и Нокиан.
А какое разбирательство? Все по честному, наибольшее количество баллов присваивается там где отрыв от конкурентов побольше. Просто не смотрите места, а смотрите реальный тормозной путь на асфальте, снегу, льду. Я не помню точно какой это был тест, помоему бюджетной резины, но очень забавно выглядело первое место нордмана и последнее место камы евро 519, когда их тормозные пути на снегу и льду практически не отличались )))
- Анонимв 10:10 31.10.2015
У меня сноу крос кордиант стоят уже второй сезон. Насчет слабых тормозных свойств на асфальте не согласен, авто тормозит резко, если надо, резина не тянет вперед. Трогаюсь тоже норм. Шумнее конечно, чем летняя резина, но не критично, я считаю.
Шины Cordiant Snow Cross могу оценить использую уже второй сезон. Хочется отметить, что шины высшего класса, они действительно разработаны для нашей зимы, на снегу не буксуют, а отлично цепляются, было так, что слетал и на обочину, но шина не подводила, выезжал хорошо, иногда правда немного подталкивали. Если не слишком летать на гололеде, то тоже проблем с торможением не должно быть. За время езды, а это как я уже говорил прошлая зима, шины не стерлись. Так же могу отметить, что в сильные морозы шина не становится дубовой, как некоторые шины. Шина высшего класса и низкой ценовой категории.
Из вышеперечисленных я каталась только на Cordiant Snow Cross. Меня лично устраивают эти шины. Я не гоняю так уж быстро, по этому и торможение у меня умеренное, но если учитывать цену и качество шин, то они просто на первом месте для меня. Уже не первый год катаюсь, ни разу не подвели, шипы на месте, не плохая резина.
Комментарии: (18)