За Рулем: фрикционные шины против шипованных при разных температурах
  06.01.2009

Многие автолюбители уже давно заметили, что фрикционные шины на льду в определенных условиях оказываются лучше шипованных шин.

Именно поэтому эксперты автомобильного журнала «За Рулем» решили сравнить липучки с шиповками в различных температурных условиях.

Перед проведением данного исследования эксперты ЗаРулем поинтересовались мнением специалистов разных компаний, но получали довольно осторожные ответы. Инженеры Continental и Michelin, например, утверждают, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек равна -15°С. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее - липучки. При этом очень важны состояние льда и... погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справятся с задачей шипы - это очевидно и не требует пояснений. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лед и сделать его более скользким, в первую очередь для липучек. Поэтому на ярком солнце и чистом льду шиповки могут оказаться лучше даже при -20-25°С.

Испытания проходили в феврале-марте 2008 года. В них участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуть большей размерности - 205/55R16. Небольшое различие на главную задачу не влияет.

В группу «когтистых» были включены Michelin X-Ice North, известный высокой стабильностью выступания шипов, и Continental ContiWinterViking 2 - у него шипы более широкие. Оппонентов им подобрали из новинок, в первую очередь обещающих не бояться воды на льду. Это Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60.

Тестовым автомобилем был выбран Skoda Octavia. В ходе испытаний ему предстояло тормозить со скорости 50 до 5 км/ч, чтобы исключить погрешности в работе ABS (кратковременное блокирование колес) на небольшой скорости.

Чтобы на состояние льда влияла только температура воздуха, замеры проводили в пасмурную погоду или после захода солнца, способного быстро подтопить лед.


Поле температур

Оказалось, что «точка равновесия» шиповок и липучек размазана в интервале температур от -13 до -15°С, посему эти результаты и были взяты за базовые.

При температуре около -20°С липучки выигрывают у шиповок почти 20% тормозного пути. Полученные результаты позволили сделать вывод: чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Объяснение простое: с понижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, растет. Кроме того, холодный лед более шершавый, а липучкам это на руку.

Потепление до -5°С мороза дает противоположный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. Причем с огромным, чуть ли не в 90%, преимуществом. Вода, появляющаяся между льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти поглубже, а значит, шиповки тормозят более эффективно.

Чем ближе к нулю, тем больше воды в пятне контакта. Она мешает уже и шиповкам - шипы плохо держатся в размягченном льду, рвут его и теряют эффективность. Но не столь угрожающе, как липучки. Получается, что шипованные шины более универсальны на скользких покрытиях.

Нелишним будет предостережение: на гладком льду, особенно в солнечный день, и те и другие шины тормозят хуже даже при более низкой температуре.

Морозно
-19 ± 1°С

Лучшие тормозные свойства у нешипованного Michelin 30.3 м. Средний тормозной путь липучек – 31.3 м. В шипах Continental тормозит лучше Michelin на 5.5 м. При таком морозе преимущество еще на стороне более широких «бриллиантовых» шипов. С перевесом в 6.1 м, или 19.5%, побеждают липучки.

Холодно
-13 ± 1°С

Лучшей оказалась шипованная Continental, худшей... шипованный Michelin. Разница между ними составила 6.7 м. Липучки, которым понадобилось 33.2-35.2 м, расположились посередке. Среднее значение у шиповок – 34.4 м, у липучек – 34.7 м. Разница менее 1%. В этих условиях липучки и шиповки тормозят практически одинаково.


Потепление
-5 ± 1°С

Шиповки еще уменьшают тормозной путь: Michelin на 5.8 м, Continental на 4.5 м. Средний показатель равен 29.2 м. А вот липучки терпят фиаско: их результаты – 52.1-56.5 Michelin сравнялся с Bridgestone, а впереди Nokian. Средний тормозной путь на нешипованной резине – 54.9 м. В таких условиях шиповки эффективнее почти в два раза.

Почти ноль
0...- 1°С

В таких условиях спасовали и шиповки, увеличившие тормозной путь в среднем еще на 3.9 м. Даже Continental со своими «брюликами» отдает 3,2 м. Липучки же окончательно провалились. Nokian тормозит с результатом 77.1 м, Michelin и Bridgestone переваливают за отметку 80 м. Среднее значение – 82.3 м. При такой температуре липучки на льду безоговорочно, почти в два с половиной раза проигрывают шиповкам.


Тормозной путь автомобиля с 50 до 5 км/ч при разной температуре льда, в метрах



Графики зависимости тормозного пути от температуры



Рекомендации экспертов ЗаРулем:

Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги - предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, - лучше шипы.


Участники

Комментарии: (12)

  • пэйн
    в 14:01 09.01.2009

    На Камчатке плюсовой лед называется мылом ..полностью согласен с утверждением За Рулем .В этом году шипы гудят, все покрыто льдом ..темпер 0..-2 .С трехдневными морозами до минус 11 .Липучка просто едет боком ..разве что последние модели Бриджа Данлопа Аутобакса вселяют небольшую уверенность ..в отсутствие бокового сноса на ледяном уклоне .Тот же Гарит 2 от Тоио ..вроде тормозит по прямой ..но стоит поехать ..по наклону даже на АWD задн ось сваливается . Главн не жать на тормоз следует момент разворот .Помогает блокировка межосевого диф -ла ..автоматич или принудит ,но она есть не у всех .

  • в 00:12 04.12.2009

    надо же, похожие на правду тесты в ЗР, за точность цифр не скажу, да и размер шипа не учтен и их количество, но в целом картинка правильная. И странно, что VNF тут не отметился, интересуют и его расклады.

  • в 15:12 04.12.2009


    надо же, похожие на правду тесты в ЗР, за точность цифр не скажу, да и размер шипа не учтен и их количество, но в целом картинка правильная. И странно, что VNF тут не отметился, интересуют и его расклады.

    Ув. Топор!
    Сильно не переживайте. :)
    Скоро отмечусь.
    Уже выполнены необходимые расчеты и материал на эту тему практически готов!
    Осталось только отредактировать...

  • в 16:12 04.12.2009

    И еще...одно дополнение.
    Кстати говоря, этим материалам ЗР уже почти 11 месяцев и они уже неоднократно обсуждались в известной теме о тестах, в том числе, с участием автора С. Мишина!

  • в 21:12 04.12.2009


    надо же, похожие на правду тесты в ЗР, за точность цифр не скажу, да и размер шипа не учтен и их количество, но в целом картинка правильная. И странно, что VNF тут не отметился, интересуют и его расклады.
    В этом тесте журнала "За рулем" мною была выявлена ошибка в данных по скоростному диапазону торможения зимних шин на льду:
    См. Re: Осторожно: тесты шин! Об их объективности и не только... « Ответ #40 : 29 Января 2009, 04:31:44 »
    (https://motorshef.ru/forum/6182).
    Цитирую ответ С.Мишина на мой запрос:
    …"Уважаемый k160!
    Приятно общаться с человеком, очень внимательно изучающим результаты наших тестов. Спасибо за подсказку!
    В материале КАЗУС ГРАДУСА по моей вине допущена опечатка. В этом тесте мы проводили торможение с 40 до 5 км/ч.
    Обычно мы тормозим с 50 км/ч, снижая скорость начала торможения в том случае, если тормозные пути велики. Так было и на этот раз.
    При оформлении материала все внимание было сфокусировано на полученных результатах, а необходимость замены "50" на "40" в тексте выпала из поля зрения.
    Обращаю Ваше внимание на то, что все замеры данного теста были сделаны в одинаковых режимах, и потому отмеченная Вами опечатка на достоверность полученных результатов и выводов не влияет"…

    Предполагаю, не нужно объяснять, что длина тормозного пути на "гладком" льду автомобиля, оснащенного зимними шинами, очень существенно зависит от скоростного диапазона торможения: в некотором температурном диапазоне разница в тормозном пути может достигать для фрикционных шин нескольких десятков метров, в случае сравнения торможения, например, в скоростных интервалах V=50-0км/час и V=40-5км/час!
    P.S. Кстати говоря, выявленная в конце января 2009г. ошибка до сих пор не исправлена и присутствует в оригинале данного теста, в чем легко убедиться: см. http://www.zr.ru/articles/58548.

  • Андрей_178
    в 15:03 24.03.2018
    #72415   ответ на   #1425

    Какие десятки метров со скорости 50 км/час, ерунда полная. Липучка хуже на льду, это правда. Но значительно лучше на сухом и мокром асфальте.

  • Аноним
    в 18:10 16.10.2010

    Господа, а как в городе, в частности, в Москве, где поливают реагентами, все тает,каша, а местами вылетаешь на лёд? Жаль, но, видимо опоздал для участия в дискуссии. Водитель с 27 летним стажем.
    С ув.
    А.П.
    октябрь 2010г.

  • в 00:03 06.03.2013

    В ближайшее время будут представлены новые, более полные результаты экспертного анализа и расшифровки табличных данных по торможению на льду для шипованных и фрикционных шин из этого теста журнала «За рулём», опубликованного ещё в январе 2009 года!

    Ряд очень важных практических выводов, сделанных автором в этом тесте шин, оказался просто ошибочным!
    Почему это произошло?
    Скоро увидите все сами…

  • Аноним
    в 07:07 25.07.2014
    #55507   ответ на   #43115

    Ну говорить все умеют, а вот сделать дорогостоящий, масштабный тест. Не у всех сил, времени и средств хватает. VNF, где ты уж больше года прошло.

  • Аноним
    в 21:04 06.04.2015
    #58214   ответ на   #43115

    Так есть уже другие результаты/выводы по этому тесту?

  • Аноним
    в 22:11 10.11.2013

    Так и почему же?

  • Аноним
    в 21:12 17.12.2014

    езжу на данлопе винтер макс в сибири. Отличная резина, во многих случаях даёт фору шипам как по проходимости так и по устойчивости. Хотя при минус 5-10 торможение именно на льду х6же чем при более холодной температуре.

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя