За рулем: Тест летних шин размера 185/60R14 (2012)
  05.03.2012

Эксперты автомобильного журнала «За рулем» провели новые тесты 12 моделей летних шин в размере 185/60R14. Текст: Сергей Мишин.

Список протестированных шин:

Половина моделей-участниц нынешнего теста - новинки мировой шинной индустрии; тем не менее на первое место вышел старый знакомый - «Континенталь-КонтиПремиумКонтакт 2». Правда, модернизированный в 2011 году. Он наконец-таки обрел легкость качения, при этом сохранил лидерство в любимой дисциплине - эффективности торможения, причем и на сухом покрытии, и на мокром. Это удалось благодаря измененному составу резины протектора.

Менее полупроцента уступила лидеру новинка «Нокиан» - «Хакка Грин». Покупка этих шин более выгодна: соотношение цена/качество - 2,79 против 2,99 у «Конти».

Третье место заняла «Пирелли» с новой моделью «Чинтурато Р1». Компания продолжает наступление и на зимнем, и на летнем фронтах, доказывая, что итальянские шины годны не только для теплой погоды. Соотношение цена/качество 2,61 - наиболее привлекательное среди топовых шин.

Почти рядом оказались выступающие вне зачета более широкие и высокоскоростные «Тойо-Проксес T1R». Допущены к участию по причине высокой популярности среди «Лада»-драйверов. Модель-ветеран до сих пор способна конкурировать.

Четвертый результат показал «Мишлен-Энерджи Сейвер». Мы всегда отмечаем, что шины, набравшие 900 и более баллов, очень хороши. Однако «Сейвер» понемногу теряет фору в топливной экономичности - конкуренты уже дышат в спину.

Рядом с 900-балльным барьером, замыкая первую пятерку, топчется «Бриджстоун» с далеко не новой моделью «Туранза». На пятки ему наступает «Хэнкук» с новинкой «Кинерджи Эко» - хороший знак для корейской компании.

Чуть выдерживая дистанцию, отделяющую «вторую линию», идет «Барум-Бриллантис 2». У него 877 баллов и привлекательное соотношение цена/качество - 2,51.

На восьмом месте - «второй» «Спорт» от «Кордианта» с неплохим результатом: 853 балла.

Девятая - «Иокогама А.драйв». Годы берут свое: конкуренцию она способна составить разве что следующей за ней парочке с весьма скромными способностями - «Кама-Евро 129» (цена/качество - 2,50) и «Премиорри Солазо» (соотношение цены и качества самое выгодное - 2,38).

Результаты тестов:

Тормозной путь на сухом асфальте (100-5 км/ч), метры

Тормозной путь на мокром асфальте (80-5 км/ч), метры

Скорость переставки на сухом асфальте, км/ч

Скорость переставки на мокром асфальте, км/ч

Расход топлива на V передаче при 60 км/ч, л/100км

Расход топлива на V передаче при 90 км/ч, л/100км

Таблица экспертных оценок

МестоШинаМнения экспертов
1Оценка: 935 баллов

Место изготовления: Португалия
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 8,0-8,6 мм
Твердость по Шору: 74/73 ед.
Масса шины: 7,0 кг
Средняя цена: 2800 руб.
Соотношение цена/качество:2,99

Шины выпускаются с 2008 года, последний раз модифицированы в 2011-м.
Рекордсмены теста в торможении на сухой и мокрой дороге.
«Ноль» на руле при высокой скорости излишне широк, а реакции на подруливания в этой зоне слегка запаздывают. С увеличением углов поворота руля усилие возрастает неприятно резко.
Экстремальных маневров на сухой дороге не боятся: скорость прохождения высока, поведение понятное (мягкий, вправляющий занос), реакции четкие. Особенность шин - улучшение поведения по мере прогрева.
Переставка на мокрой дороге - самая быстрая в тесте. Как и на сухой, ограничивается плавным заносом. Но к рулежке есть замечания - великоваты углы поворота руля.
Комфортны - при качении издают лишь легкий шелест, усиливающийся на грубом асфальте. К плавности хода претензий нет.
Катятся легко, экономят топливо в любых режимах.
Грунтовка допустима.

Continental ContiPremiumContact 2

+ Отличные тормозные свойства, низкий расход топлива, высокий уровень комфорта.
- Незначительные замечания по курсовой устойчивости и управляемости на мокрой дороге.

Баланс высокого сцепления, комфорта и топливной экономичности.
2Оценка: 932 балла

Место изготовления: Россия
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 7,6-7,8 мм
Твердость по Шору: 69/68 ед.
Масса шины: 6,9 кг
Средняя цена: 2600 руб.
Соотношение цена/качество:2,79

Модель продается в России с 2011 года.
По торможению на сухой дороге входят в первую пятерку, на мокрой - второй результат.
Хорошая курсовая устойчивость, плотный, понятный руль, четкие реакции.
Экстремальные маневры на сухой дороге можно выполнять на высокой скорости, которую ограничивает мягкий занос. Руль понятен, реакции автомобиля моментальные.
На мокром покрытии скорость переставки остается высокой. Поведение машины - плавный занос в пределе и очень точный руль.
Катятся тихо, но дорожные стыки и мелкие неровности передают на кузов жестко.
Экономят топливо при любой скорости, соперничая с лидерами в этой номинации.
Грунтовка допустима.

Nokian Hakka Green

+ Очень хорошее торможение на мокрой дороге, низкий расход топлива, хорошая курсовая устойчивость, стабильная управляемость.
- Незначительные замечания по плавности хода.

Баланс высокого сцепления, стабильности поведения и топливной экономичности.
3Оценка: 919 баллов

Место изготовления: Турция
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 7,6-7,9 мм
Твердость по Шору: 67/66 ед.
Масса шины: 7,4 кг
Средняя цена: 2400 руб.
Соотношение цена/качество:2,61

Новинка российского рынка.
Тормозят на сухом асфальте очень хорошо: третий результат. На мокром -удовлетворительно: шестой результат.
По плаванию в пределах полосы похожи на «Каму». При плавной смене полосы подруливает задняя ось, осложняя четкость проведения маневра и держа водителя в постоянном напряжении.
Рекордсмен теста в скорости переставки на сухой дороге: плотный, понятный руль и... легкий подправляющий занос, с которым не надо бороться.
На мокром асфальте скорость тоже высока, ограничена небольшим, легко исправляемым заносом. Руль понятен, реакции автомобиля четкие, как на сухом покрытии.
Катятся тихо, но встряхивают машину на выпуклых неровностях больше, чем ожидаешь.
Экономят топливо и при городских, и при загородных скоростях.
По грунтовке двигаться можно, но без желаемой уверенности.

Pirelli Cinturato P1

+ Хорошие тормозные качества на сухом покрытии, низкий расход топлива, стабильная управляемость.
- Нечеткий курс, небольшие замечания по плавности хода.

Проявят свои лучшие качества в городских и пригородных режимах на дорогах с твердым покрытием.
-Оценка: 910 баллов

Место изготовления: Япония
Рисунок протектора: направленный
Глубина рисунка протектора: 8,0-8,3 мм
Твердость по Шору: 65/63 ед.
Масса шины: 7,5 кг
Средняя цена: 3600 руб.
Соотношение цена/качество:3,96

На российском рынке продается с 2005 года.
Тормозят очень уверенно, на сухой дороге лучше останавливаются лишь «Конти». На мокрой результаты уже не столь хороши - три шины, более узкие, останавливаются лучше.
На высокой скорости держат дорогу лучше остальных. Четко выраженный «ноль», информативный руль и мгновенные реакции.
На сухой дороге успешная скорость при сложном маневре равна мишленовской. Первая реакция на действия рулем очень четкая, поведение машины понятное - легкий снос на входе и занос на выходе.
На мокрой дороге поведение автомобиля при маневре несколько размазывается, углы на руле становятся чуть больше. Скорость, как и посуху, ограничена сносом в начале и заносом в конце.
Шуршат протектором, наиболее громко на скорости от 4О до 70 км/ч. Жестковаты на мелких дорожных неровностях, но вибрации от дороги не передают. Потребление топлива повышенное при любой скорости, что закономерно для широких шин.
Грунтовки не боятся.

Toyo Proxes T1R
195/55R14 82V

+ Отличные тормозные свойства посуху, хорошая курсовая устойчивость.
- Незначительные замечания касательно управляемости при экстремальных маневрах, а также шума, повышенный расход топлива.

Проявят свои лучшие качества в загородных режимах движения, не спасуют в городе и на грунтовке.
4Оценка: 904 балла

Место изготовления: Россия
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 7,7-7,8 мм
Твердость по Шору: 65/65 ед.
Масса шины: 6,6 кг
Средняя цена: 2650 руб.
Соотношение цена/качество:2,93

Производится с 2008 года, с той поры модернизации не было.
Тормозные свойства средние и на сухой, и на мокрой дороге.
Четко держат заданный курс, понятный «ноль» способствует высокой информативности.
На сухой дороге скорость переставки средняя, ограничена небольшим заносом. Особенность шин - они более покладисты, если работать рулем плавно.
На мокром асфальте скорость немного снижается, но и только. Разве что занос становится чуть глубже.
Катятся почти бесшумно, меняя тональность шуршания на асфальте разного качества. Мелкие дорожные неровности и стыки проходят жестковато.
Экономичны при любой скорости. Впрочем, «Барум», «Пирелли», «Нокиан» и «Конти» им почти не уступают.
По грунтовке двигаются уверенно.

Michelin Energy Saver

+ Экономичные, тихие, хорошая курсовая устойчивость, стабильная управляемость.
- Незначительные замечания относительно управляемости при экстремальных маневрах и плавности хода.

Экономичны, стабильны и вполне комфортны.
5Оценка: 896 баллов

Место изготовления: Япония
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 7,7-8,1 мм
Твердость по Шору: 65/64 ед.
Масса шины: 7,4 кг
Средняя цена: 2550 руб.
Соотношение цена/качество:2,85

В России продаются с 2008 года.
По торможению на мокрой дороге делят четвертый и пятый результаты с «Тойо», хотя посуху - хуже средних.
К курсовой устойчивости на высокой скорости претензий нет. При плавной смене полосы досаждает легкое подруливание задней оси.
Скорость надежного прохождения переставки невысока. Крутить баранку приходится аккуратно, поскольку резкие рывки вызывают снос передка и потерю траектории. Утомляют повышенные углы поворота руля.
На мокром покрытии скорость маневрирования снижается - ее ограничивает легкий занос. Но поведение автомобиля становится более понятным, а углы поворота руля уменьшаются до приемлемых.
Недостаточно комфортны. Издают гудящий шум в городских режимах. Жестко передают на кузов трещины, швы и другую дорожную мелочь.
Расход топлива повышен при любой скорости
Грунтовка допустима ограниченно.

Bridgestone Turanza ER300

+ Хорошие тормоза и понятная управляемость на мокрой дороге.
- Повышенный расход топлива, жесткие.

Подойдут для города и загородных режимов на дорогах с хорошим покрытием.
6Оценка: 895 баллов

Место изготовления: Венгрия
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 7,3-7,6 мм
Твердость по Шору: 67/66 ед.
Масса шины: 7,6 кг
Средняя цена: 2200 руб.
Соотношение цена/качество:2,46

Новинка производства и продаж на российском рынке.
В торможении хороши. На сухой дороге четвертый результат, на мокрой - третий, лучше, чем у более широких «Тойо».
На высокой скорости отметим нечеткий «ноль» и запаздывающие реакции на корректировку.
На сухой дороге при экстремальных маневрах скорость выше среднего, ограничена заносом. Мешают большие углы поворота руля, маневрировать приходится с опережением.
На мокрой дороге скорость успешного перестроения практически не снижается. Управление проще и понятнее, хотя занос в пределе и завышенные углы на руле остаются.
Гудят протектором, а на скорости 80 км/ч и выше характером шума напоминают зубастые вездеходные покрышки. Жесткие на любых неровностях.
Экономичны в городских режимах движения, средние в загородных.
На грунтовку лучше не съезжать.

Hankook Kinergy Eco K425

+ Очень хорошие тормоза и высокая скорость при выполнении экстремальных маневров.
- Сложная управляемость на сухой дороге, низкий уровень комфорта.

Подойдут для города и загородных режимов на дорогах с хорошим покрытием.
7Оценка: 877 баллов

Место изготовления: Чехия
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 8,0-8,1 мм
Твердость по Шору: 65/64 ед.
Масса шины: 6,6 кг
Средняя цена: 2200 руб.
Соотношение цена/качество:2,51

Производятся с 2008 года, состав резины модифицирован в 2010-м, в России продаются с весны 2011-го. По тормозным свойствам антипод «Кордианта». На сухой дороге тормозят весьма слабо, зато на мокрой результаты приближаются к средним. Курс четкий. Корректировка и плавное перестроение без замечаний.
Резко менять курс на сухой дороге не стоит. К чувству руля претензий нет, но поведение автомобиля оставляет желать лучшего: в занос машина срывается еще в начале маневра.
На мокром покрытии напоминают «Каму»: те же скорость и занос, что и на сухой дороге. Вот только борьба с ним осложнена малой информативностью руля.
Комфортны - мягко и тихо катятся по дороге любого качества, гасят почти все дорожные неровности.
Экономичны при любых режимах движения.
На грунтовке ведут себя очень неуверенно.

Barum Brillantis 2
82T

+ Низкий расход топлива, высокий уровень комфорта, хорошая курсовая устойчивость.
- Слабые тормозные свойства на сухом покрытии, сложная управляемость при резком маневрировании на любом покрытии.

Проявят свои лучшие качества в загородных поездках по дорогам с твердым покрытием.
8Оценка: 853 балла

Место изготовления: Россия
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 7,7-7,9 мм
Твердость по Шору: 69/70 ед.
Масса шины: 7,3 кг
Средняя цена: 2100 руб.
Соотношение цена/качество:2,46

Продается с 2010 года. В 2011-м серьезно модернизирована: изменены конструкция и состав смеси.
Тормозят посуху хуже всех, но на мокрой дороге пытаются приблизиться к средним результатам.
Хорошо держат заданное направление. Хорошо понятен «ноль» на руле; реакции на корректировку курса четкие.
При необходимости резкого маневра на сухой дороге работать рулем следует мягко, но избежать резкого заноса, скорее всего, не удастся.
На мокром покрытии скорость переставки самая высокая в группе, однако отстреливающий занос остается, не помогает даже вполне понятный руль.
Издают громкий шелест, при 30 км/ч переходящий в гул, озвучивают дорожные неровности. Потряхивают на средних и крупных колдобинах.
Расход топлива средний при городской скорости, повышенный при 90 км/ч.
Грунтовка допустима ограниченно.

Cordiant Sport 2

+ Хорошая средняя скорость выполнения экстремальных маневров.
- Слабые тормозные качества на сухой дороге, неоднозначная управляемость при резких маневрах на любом покрытии, шумные.

Подойдут для города и дальних поездок.
9Оценка: 843 балла

Место изготовления: Филиппины
Рисунок протектора: симметричный
Глубина рисунка протектора: 7,3-7,7 мм
Твердость по Шору: 67/68 ед.
Масса шины: 7,1 кг
Средняя цена: 2200 руб.
Соотношение цена/качество:2,60

Одна из самых старых моделей. Производится с 2006 года, в России продается с 2007-го.
На сухой дороге тормозят слабо, практически наравне с «Барумом». На мокрой дороге еще хуже - уступают лидеру более 5 метров.
На высокой скорости неплохо держат прямую, но четкости в перестроениях мешают задержки в реакциях.
Скорость экстремального маневрирования на сухой дороге средняя, машина послушна, но только до начала скольжений - сильный снос на входе либо занос на выходе.
На мокром покрытии скорость значительно падает и становится самой низкой. Асфальт кажется намыленным, автомобиль резко и неожиданно срывается с траектории задней осью, норовя развернуться задом наперед.
По шуму замечаний нет. Жестко транслируют мелкие неровности, при скорости 40 км/ч добавляют вибрации.
Экономичны при городских режимах движения, средние при загородных.
По грунтовке двигаются уверенно.

Yokohama A.drive AA01

+ Низкий расход топлива при скорости 60 км/ч, тихие; средняя скорость выполнения экстремальных маневров на любом покрытии.
- Слабые тормозные свойства на любом покрытии, сложная управляемость посуху, проблемная на мокрой дороге.

Подойдут для города и дальних поездок, проявят свои лучшие качества на сухой дороге.
10Оценка: 841 балл

Место изготовления: Россия
Рисунок протектора: асимметричный
Глубина рисунка протектора: 6,1-6,9 мм
Твердость по Шору: 74/76 ед.
Масса шины: 7,3 кг
Средняя цена: 2100 руб.
Соотношение цена/качество:2,50

Дебют состоялся в 2008 году, в продаже с 2009 года.
Торможение на сухой дороге ниже среднего, а на мокрой они совсем слабы, хуже только «Иокогама».
На загородном шоссе не дают стабильности: машина слегка плавает из стороны в сторону, требуя постоянного подруливания.
Резкое маневрирование на сухой дороге категорически противопоказано -при попытке выправить траекторию возможен отстреливающий занос, а поймать машину мешают «размашистый» руль и его низкая информативность.
На мокрой дороге аналогичные маневры даются чуть проще, однако увеличенные углы поворота руля и рваное поведение (снос-занос) не позволяют назвать управляемость простой и понятной.
Гудят в диапазоне 40-80 км/ч (с резонансным пиком при 60 км/ч), озвучивают неровности. Заставляют кузов вибрировать на мелочи и вздрагивать на средних дефектах покрытия.
Катятся плохо, расход топлива повышенный.
По грунтовке двигаются уверенно.

Кама EURO 129

+ Плюсов не отмечено.
- Слабые сцепные свойства и сложная управляемость при резком маневрировании на любом покрытии, повышенный расход топлива, невысокий уровень комфорта.

Приемлемы для неспешного движения по хорошим дорогам, не боятся грунтовок.
11Оценка: 840 баллов

Место изготовления: Украина
Рисунок протектора: направленный
Глубина рисунка протектора: 7,2-7,4 мм
Твердость по Шору: 67/69 ед.
Масса шины: 7,4 кг
Средняя цена: 2000 руб.
Соотношение цена/качество:2,38

Шины производятся с 2010 года, тогда же их начали продавать в России.
Торможение на сухой и мокрой дороге не такое хорошее, как у остальных участников теста.
Заданный курс держат неплохо, но четко корректировать направление мешает пустой руль и задержки в реакциях.
Резко менять траекторию не стоит, лучше тормозить до полной остановки. Скорость успешного выполнения переставки низкая - как у «Бриджстоуна» и «Камы», она ограничена сносом на входе и заносом на выходе. Управление осложнено неинформативностью руля и значительными задержками в реакциях. На мокрой дороге безопасная скорость заметно снижается - ее ограничивает глубокий занос. Углы поворота баранки уменьшаются, но остаются все равно большими.
Некомфортны - раздражающе гудят начиная с 50 км/ч. На трещинах вздрагивают, вибрируют на мелких неровностях.
Расход топлива средний при городской скорости, повышенный при 90 км/ч.
Грунтовка допустима ограниченно.

Premiorri Solazo

+ Плюсов не отмечено.
- Слабые сцепные свойства и сложная управляемость при резком маневрировании на любом покрытии, невысокий уровень комфорта.

Подойдут для неспешной езды по хорошим дорогам.

Участники

Комментарии: (16)

  • Аноним
    в 18:03 05.03.2012

    Странное сравнение ECO шины от Hankook и шины разработанной для тяжелых и мощных авто от TOYO. И тем не менее, Hankook проигрывает только в тормозах на сухой поверхности. Но в итоге, существенно отстали. Как так? И, честно говоря, не понятна таблица экспертных оценок, что обозначают эти цифры 6/36, 7/42? ЛОТО?

  • в 20:03 05.03.2012
    #32773   ответ на   #32771

    все просто:
    6/36 = оценка экспертов/она же, но уже помноженная на коэф-т значимости, который указан в подвале таблицы

  • Аноним
    в 09:03 06.03.2012
    #32783   ответ на   #32773

    Как тогда состыковать цифры измерений с экспертными оценками? По цифрам Conti первый, а по баллам Nokian.

  • в 09:03 06.03.2012
    #32785   ответ на   #32771

    Тесты ЗР всегда лото. Ну, или лотерея, как хотите.

  • Аноним
    в 20:03 06.03.2012

    А чё это Нокиан не первая? Забыли пробашлять "За Рублём"?

  • Аноним
    в 19:03 07.03.2012

    То есть для жигулиста из предложенных нет лучще барума. За нормальную цену (всего на 100 рэ дороже недошин вроде кам-сордиантов) получаем хороший комфорт, экономичность, достаточная безопасность, причём отсутствие провала по сцепным характеристикам при въезде с сухого покрытие на мокрое ( у ряда моделей Тойо и Йокогамы эта разница очень заметна и неприятна - едешьпо сухому - отлично, начался дождь - и тормозить и маневрировать сразу становится намного хуже, причём это ощущается в далеко не экстремальных режимах вождения. Это из личных впечатлений).

  • Аноним
    в 22:03 07.03.2012

    Ну зарулевцы красавцы, то срут на Конти, то вдруг лучшие, а бридж был в позапрошлом тесте одним из лучших, а сегодня в жопе, хотя они не модернизировали их вроде. Видимо взяли французский или еще какой, но не жапанский точно, коль шумный он у них )))))

  • Аноним
    в 20:03 12.03.2012

    Leo76
    ......ничего не понимаю:
    тест За рулем 2011
    "Barum Brillantis 2" -проходимость 8, грунтовки не боятся;
    "Continental ContiPremiumContact 2" - проходимость 6,
    грунтовку не любят.
    тест За рулем 2012
    "Barum Brillantis 2" -проходимость 5,на грунтовке ведут себя
    очень неуверенно.
    "Continental ContiPremiumContact 2" -
    проходимость7, грунтовка допустима.
    .........Зарулёвцы, вы не ухи ли объелись???

  • Аноним
    в 08:03 13.03.2012

    А кто то верит в объективность За рулем?
    По моему кроме маркетологов шинных компаний эти тесты вообще уже никто не читает. Да и то просто что бы похвалиться потом размерами рекламного бюджета :-)

  • Аноним
    в 09:03 13.03.2012

    А может, причина в модерне континенталя?
    "Половина моделей-участниц нынешнего теста - новинки мировой шинной индустрии; тем не менее на первое место вышел старый знакомый - «Континенталь-КонтиПремиумКонтакт 2». Правда, модернизированный в 2011 году. Он наконец-таки обрел легкость качения, при этом сохранил лидерство в любимой дисциплине - эффективности торможения, причем и на сухом покрытии, и на мокром. Это удалось благодаря измененному составу резины протектора."

  • Аноним
    в 22:03 21.03.2012

    Leo76
    Да, а "Barum Brillantis 2" почему так резко сдал?
    ....я выбираю шины для режима город/грунтовка, и поэтому читаю тесты За рулём, т.к там , в отличии от забугорных это учитывается.
    ....теперь, похоже, перестану обращать внимание на эту писанину)

  • Аноним
    в 23:03 21.03.2012

    Когда-то в прошлом ездил на шинах такого же размера (185/60R14),
    только модель была Gislaved Speed 306.
    Отличная была модель, отъездил пять сезонов, стоила около 100 $, прекрасно тормозила на сухом и мокром асфальте, в поворотах - как влитая, и не было никаких сносов-заносов, как у нынешних шин, на прохождении поворотов и переставках.
    Вот читаю последние тесты (ЗР и др) и удивляюсь - куда подевались нормальные шины сейчас?
    Может быть разучились делать летние шины в нынешнее время, за те же деньги, даже за рубежом.....

  • Аноним
    в 12:03 26.03.2012

    Continental пробошлял "За рубль",чтоб все европейские остатки нам сплавить.Им на смену Conti.5 пришла.То и видно что они почти во всех шин.маг. лежат, чего раньше ненаблюдалось.

  • Аноним
    в 02:03 29.03.2012

    Какую же посоветуете резину взять 185/65/14??????????Лето

  • в 08:03 29.03.2012

    Смотрите тест АвтоРевю в №6 от 2012)))
    Кстати, оригинальный тест, очень понравился!
    Правда, размер там 185/60 R15, но он взаимозаменяем с 185/65 R14, так что, доверять можно.

  • в 17:02 16.02.2013

    Экспертный анализ условий проведения полигонных измерений длины тормозного пути на мокром асфальте в этом тесте:

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя