Марат Фаляхов (НКНХ): Проект модернизации ГБК – наша гордость
  02.04.2024

Глава «Нижнекамскнефтехима» рассказал о реализации проекта по модернизации производства галобутилкаучука

Генеральный директор нижнекамского предприятия СИБУРа Марат Фаляхов в интервью «Татар-информу» рассказал о работе производства ГБК и выходе на азиатские рынки.

Марат Инилович, в конце прошлого года «Нижнекамскнефтехим» сообщил о завершении модернизации мощности по выпуску галобутилкаучука (ГБК) с увеличением производительность на треть — со 150 до 200 тыс. тонн в год. Как компании удалось реализовать этот проект в условиях недоступности западных технологий и оборудования?

Проект модернизации ГБК – наша гордость. Это уникальная технология, это уникальный продукт, который используется для производства шин. «Нижнекамскнефтехим» является его единственным производителем в России.

По этому проекту основной вызов состоял в том, что оборудование, в частности линии выделения каучука, – это европейские поставки. Само оборудование уже было на площадке, но нам предстояло самим проводить шеф-монтажные работы, пусконаладочные работы, выход на показатели и так далее. В этой ситуации нам помогла сила большой компании СИБУР, тот опыт в запуске аналогичных линий других типов каучуков на предприятиях компании в Красноярске и в Воронеже, а также в нашем Нижнекамске. Отмечу, что саму работу по модернизации производства ГБК начали еще в 2020 году, до приобретения активов компанией СИБУР в Татарстане, это была умная, качественная работа, но из-за внешних факторов по многим направлениям мы могли просто уткнуться в бетонную стену. Но мы справились, при этом мы смогли удержать на уровне конкурентоспособность, мощность, экологичность и безопасность нового производства.

Кроме того, это проект был пилотным в периметре компании СИБУРа по внедрению отечественной автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП). Мы успешно решили эту проблему с нашим стратегическим партнером – компанией «Прософт». И теперь мы можем смело сказать, что этот риск для себя мы закрыли и сможем тиражировать эту практику на следующих проектах.

Производственные мощности были увеличены как за счет модернизации и реконструкции существующих, так и вновь созданных элементов, таких как дегазация, электроподстанция, линия выделения, узел галогенирования. На производстве задействовано как российское оборудование, так и поставленное из дружественных стран.

Один из ключевых, а может быть, иногда блокирующий критерий в СИБУРе при принятии решений по новым проектам – это наличие современной, а порой лучшей технологии по безопасности и экологичности. Только при ее наличии на инвестиционном комитете и в институтах, принимающих решения, рассматриваются следующие параметры, такие как экономическая эффективность. То есть экологичность – это для нас даже не первое, а нулевое требование.

Когда это производство достигнет проектных мощностей?

Мы планируем в 2024 году с точки зрения инженерии выйти на 100-процентную техническую возможность выполнения заказов.

Одновременно решаем вопросы с продажами. По счастью, у СИБУРа накоплен громадный опыт в части работы с мировыми рынками. За последние года компании удалось переориентировать сбыт продукции на новые направления с учетом санкций, и непростой сегмент каучуков у нас в фокусе внимания. Вместе мы прокладываем дорожку и для нашего нового продукта. ГБК-200 был ориентирован в первую очередь на европейский рынок. Сейчас мы ориентируемся на азиатские рынки, где условия для сбыта гораздо сложнее – очень большая конкуренция, долгая и дорогая логистика, а кроме того, совсем иные клиентские запросы.

На передний фланг вышло умение слышать потребности клиента, оперативно на них реагировать, дорабатывать продукт. С целью полной загрузки мы сейчас доводим наш продукт до новых спецификаций: на азиатском рынке другие рецептуры, поскольку шины адаптированы к климатическим особенностям и сфере их использования. С этим нам помогает работать наша научно-техническая школа НКНХ. Сочетание нашего технологического интеллекта и сильной маркетинговой команды СИБУРа позволяет принимать такого рода вызовы.

Сейчас наша задача – дозагрузить производство ГБК до полной мощности до конца 2025 года.

До тех пор мы будем использовать взаимозаменяемость продуктов на этой установке – бутилкаучука и галобутилкаучука. Конечно, это другая маржинальность, и перед менеджментом стоит задача увеличить ее.

Надо полагать, от ее выполнения будут зависеть сроки окупаемости проекта – сообщалось, что вложения в переоборудование составили 8 млрд рублей. Как скоро они окупятся?

Сейчас трудно прогнозировать. Это в первую очередь зависит от цен каучуков на мировом рынке. Неверно говорить, что Азия живет по своей логике. Нет, это один рынок, и мы на нем –дни из ведущих игроков. Но нефтехимические инвестиционные проекты в целом очень капиталоемкие.

Каковы планы по объемам продаж ГБК?

Планы довольно оптимистичные. Рассчитываем, что как минимум сохраним тот объем, который есть сейчас. В этот объем включены поставки также на европейский рынок по тем контрактам, которые действуют до лета 2024 года, когда начнут действовать заградительные санкции на каучук. Наша задача в том числе – эффективно использовать это время.

Многие наши западные потребители заинтересованы впрок затовариться нашим продуктом, потому что это понятная технология, отработанные смеси, рецептуры. При этом, конечно, все мы надеемся, что на всем рынке все образуется и мы продолжим на рыночных, нормальных условиях работать.

А внутренний рынок ГБК сколько готов проглотить из вашего объема?

Российский рынок для нас приоритетный, и мы уверенно можем сказать, что наших мощностей с избытком хватает для покрытия всех внутренних потребностей страны. Даже если этот спрос будет расти значительно. Мы можем обеспечить 100% российского рынка.

Мы являемся единственным производителем ГБК в России и занимаем 25% мирового рынка по бутиловому каучуку и галобутилкуаучуку. Технология получения галобутилкаучука не продается, она уникальна.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя